Какие ассоциации у вас вызывает понятие «готика»? Старинные соборы? Мрачные цвета? Тема смерти? Субкультура гóтов? «Что-то одно?», ─ спросите вы. «Все вместе», ─ ответим мы. 

 Мода того времени характеризовалась аристократичной белой кожей и тонкой талией, в одежде выделялись облегающие платья S-образного силуэта со сложными деталями и длинными рукавами. Тот самый S-образный силуэт создавал иллюзию беременной женщины, которую часто изображали на картинах готического периода. Обусловлено это было тем, что в то время вырастить здорового ребёнка было очень сложно, поэтому образ беременной женщины и тема продолжения рода стали желанными и важными.

Но все-таки, причем же тут готы и как одно пришло к другому?  В Европе тех веков свирепствовала чума, умирали сотни тысяч людей, произошло разочарование в религии, и люди стали проявлять интерес к теме смерти. В искусстве той эпохи можно увидеть много изображений утрат, скелетов, врачей в чумных масках и других ужасов того времени. 

Само понятие готики — это многогранный стиль, включающий в себя все направления в искусстве от архитектуры и живописи до музыки и одежды. Помимо того, что готика — такое всеобъемлющее направление, она охватывает еще и достаточно большой временной отрезок, примерно с XI по XVI века, в дальнейшем появляясь в историческом контексте.

Также стоит упомянуть, что готика того времени многогранна и помимо негативных ассоциаций это еще и эстетика рыцарства: элегантность, романтические истории, подвиги, завоевания, история Жанны Д’Арк.

Вот теперь, думаете, можно перейти к готам? Нет! Теперь мы переходим к викторианской эпохе. XIX век в Англии — это век королевы Виктории или, как ее тогда называли, «Виндзорской вдовы». Принц Альберт, муж Виктории, скончался в возрасте 42 лет, и королева до конца своей жизни носила траур по супругу, пережив его на 40 лет. Тем самым Виктория создала траурную моду: женщины одевались в черный цвет, который считался аристократичным, также в сравнении со средневековьем изменился фасон платья – оно стало более объемным в области бедер. Также появились аксессуары траурной атрибутики: черная вуаль, шляпки и белые платки. Это обусловлено тем, что в Англии очень силен культ королевской семьи, это можно заметить даже сейчас, и сами англичане очень подвержены следованию за монархами.

Ну и наконец, новый виток повышенного внимания к смерти был в XX веке, и появился он на фоне панк-культуры и музыкального жанра готик-рок. Готика на этом этапе ─ это про антимоду, эстетику вампиров, тему вечной жизни, размышления о смерти. Если говорить об одежде, то это конечно черный цвет, кожа, винил, специфические атрибуты, такие как кресты, шипы, а также элементы, отсылающие нас к XIX веку: корсеты, кружева, бархат, длинные перчатки, а иногда даже мужские фраки с цилиндрами. Рассматривая готику XX века, можно сделать вывод, что в ней соединился интерес к смерти и романтизм рыцарства средневековья с модой викторианской эпохи.

Смерть ─ излюбленная тема дизайнеров. Одна из почитателей готического стиля – ирландский дизайнер Симон Роша, которая черпает вдохновение в истории и из коллекции в коллекцию, каждый раз по-новому, показывает нам викторианские фасоны, вышивки и обилие черного цвета. Также Симон часто обращается к темам ритуалов, таких как свадьба и похороны. Например, свою выпускную коллекцию в Central Saint Martins Симон Роша посвящает традициям траурной одежды на островах Аран, а коллекцию SS 2019 года она посвятила китайскому дню мертвых Quing Ming.

Но если отмечать только одного настоящего приверженца готики, то в голову сразу приходит великий и ужасный Александр Маккуин. В его творчестве прослеживаются темы смерти, болезней и жестокости из-за пережитого насилия в детстве. И в целом его жизнь была пронизана депрессиями и переживаниями, а уход из жизни стал трагедией для многих.

Каждый показ Маккуина хочется разбирать по кусочкам и наслаждаться деталями, но отметим несколько по-настоящему мистических:

Коллекция «Highland Rape» (Изнасилованная Шотландия) FW 1995 года, за которую Маккуина обвинили в эстетизации насилия. Пошатывающиеся модели в рваной одежде с окровавленным телом показывали, как Маккуин видел насилие Англии над Шотландией, и для этого, конечно, надо знать исторический контекст. Именно на этом показе был продемонстрирован тартан – традиционный шотландский орнамент. Сам тартан в истории в зависимости от цвета и расположения полос мог показывать социальный статус человека, носившего его. Из ткани с этим принтом были сделаны пышные юбки с кринолином, укороченные блузы с вырезом «лодочка», костюмы как с юбками, так и с брюками. Надрыв на ткани символизировал надрыв в жизни Маккуина.

Коллекция «Dante» FW 1996 года была представлена в «Церкви Христа», находившаяся недалеко от паба, который ассоциируется с Джеком-потрошителем. Модель, открывавшая показ, была в маске, на которой было изображено распятие, а в самой коллекции можно было рассмотреть черное викторианское кружево, серьги из птичьих когтей и металлические ожерелья с шипами. Основным лейтмотивом было соотношение религии и войны: модели были одеты в милитари брюки, некоторые вещи были украшены принтами со снимками военного фотожурналиста Дональда МакКаллина, также было много кожи и денима. Все коллекции Маккуина – это всегда про шоу и эпатаж, и данный показ не стал исключением: от неодобрения церкви до скелета, сидящего рядом со Сьюзи Менкес.

Но настоящую бурю эмоций вызвала коллекция SS 2001 года – «Voss». В центре склада, где проходил показ, был построен огромный стеклянный куб с зеркальной поверхностью. Гости в ожидании шоу, которое специально задерживали, в течение часа смотрели на свое отражение под мелодию, напоминающую дыхание.

«Идея заключалась в том, чтобы заставить людей посмотреть на самих себя. Мне захотелось повернуть изображение и заставить их задуматься, насколько им нравится то, что они видят», — объяснял идею Александр Маккуин.

Когда шоу началось, внутри куба включился свет, и зрители увидели помещение, имитирующее отделение психиатрической больницы и моделей с перебинтованными головами, которые вместо привычной проходки извивались, имитируя нервный срыв. Одним из любимых элементов одежды Маккуина был корсет, но на этом показе зрителям продемонстрировали настоящий предмет искусства: корсет был сделан полностью из красного стекла с витиеватым цветочным узором. Вся коллекция была взрывом эмоций: раковины, которыми были расшиты наряды, пышные юбки из страусиных перьев, чучела птиц на головах и плечах моделей, шелковое платье, вдохновленное культурой Японии, металлические остроконечные украшения, и, конечно же, «маккуиновский» красный цвет.

В конце шоу стеклянный куб разбился и оттуда вылетели мотыльки, а в центре оказалась обнаженная писательница Мишель Олей в маске и с дыхательной трубкой. Именно так Маккуин показал внутреннюю сторону fashion-индустрии. Творчество Маккуина всегда с надрывом, его коллекции с анализом истории и идеализацией прошлого. Также хочется отметить, что костюмы Александра Маккуина выставлялись в музее Виктории и Альберта ─ это ли не мистическая история?

 «Важно смотреть смерти в лицо, потому что это часть жизни. Печальная вещь, меланхолическая, но в то же время романтичная. Это конец цикла – все должно когда-то закончиться. Такой ход жизни позитивен, потому что освобождает место для новых вещей», ─ Александр Маккуин.

Если изучать тему готики от и до, то не хватит самой долгой и счастливой жизни. Ведь помимо всей многогранной истории и разных видов искусства, которые входят в нее, даже сейчас, просматривая показы, мы видим новые вариации и размышления дизайнеров на эту тему.