Слово модный сверкает на витрине каждого магазина, написано на каждом сайте и слышно в рекламе по радио и телевизору. Внимание, вопрос:
Почему все эти компании имеют право называть себя или свои товары модными? Мода – это субьективное понятие или научный термин? Кто определяет значение этого слова?
Мода – (франц. mode – от лат. modus – мера, способ, правило)
1. Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм и образцов одежды.
2. Непрочная, быстропроходящая популярность.

В точных науках слово мода означает колебания. Если мода мимолетна, как кто-то может долго оставаться модным? Секрет в том, чтобы постоянно меняться. Но вот никто не меняется, не меняются и лозунги. Может быть называть себя модным моветон? Может быть слово модный вышло из моды?

А есть еще Антимода (анти-мода, англ. anti-fashion; синоним — антистиль)
1. социально-культурные явления, выражающие нарочито подчёркнутый протест моде, часто балансирующий на грани риска стать модой
Это мощнейший двигатель моды и источник вдохновения для многих модных домов. Началось все с аристократической молодежи 1920х, одевающейся шокирующе красиво, но слишком вызывающе и нарушая все правила тогда очень консервативного стиля. Позже были панки (представленные сегодня Vivienne Westwood), эпатирующие гламур, но не стоит забывать хиппи, открыто презирающие все устои современного общества и насмехающиеся над великими кутюрье. Сегодня они особенно актуальны, учитывая тенденции к бионике – применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Это отражается и в применении экологических материалов.
Именно субкультуры во многом создавали моду. Выводили на новые уровни изготовление одежды и вдохновляли не одно поколение дизайнеров. Презрение сменялось фанатичной преданностью, потом предательством, а позже – забвением. Самое главное преимущество субкультур – их одежда несет в себе смысл.

Большинство дизайнеров не чувствуют никакой ответственности за то, что творят. Но ведь искусство должно давать человеку развитие. Прежде, многие Художники жили в нищете и стояли на смерть за свои идеалы. Сегодня, основной принцип креативщиков – нахальство. Чем более агрессивны работы, тем более они популярны. Восхваляется культ денег, разрушения и south park. Хотя некоторые серии меня радуют:) Средним быть сегодня – правильно.
Получается такой микс – с одной стороны мы хотим быть, как все (чтобы получить общественное признание), с другой не хотим (чтобы получить общественное признание), но не умеем. Вместо развития себя изнутри, мы пытаемся создать себе identity из одежды – пустой облик. Именно поэтому субкультуры честнее – они носили одежду не для того, чтобы принадлежать, а потому что принадлежали.

Из этого я могу сделать вывод, что как только что-то становится модным, то теряет всякий смысл. Потому что люди не думают о значении одежды, они хотят выделяться. И это в принципе нормально. Показать свою принадлежность к определенному кругу интересов, социальному слою, взглядам, вере – можно с помощью одежды. То есть одежда уже давно потеряла практическую функцию в развитых странах.
И получается, что обеспеченные люди вынуждены следовать моде. Покупать последние коллекции одежды, дороги машины, украшения, дома и т.д. То есть статус делает тебя рабом моды. И где тут свобода?
В посте использованы фотографии Spencer Tunick, Andreas Gursky, фото картины Rene Margritte.