Продолжаю выкладывать написанные по просьбе одного из журналов колонки с обзором Недель моды. Давно они уже не были такими разными по характеру, и это дает повод поговорить не столько о вещах, сколько об особенностях индустрии.
Открытость без откровений
Психиатрические лечебницы должны прямо таки ломиться от людей, неспособных признать собственную обычность и согласиться с тем, что быть заурядным – нормально. Нет сейчас мечты выше внезапной незаслуженной публичности, на манер героев теле-шоу, и травмы серьезнее, чем незаметность. Внезапно доступ к СМИ стал главной ценностью и заслугой, и никакой талант не способен стать ему заменой в системе элитарной иерархии. За отсутствием икон, превращающих собственную жизнь в искусство, звездой становится тот, кто сумел об этом докричаться, причем поводом для криков автоматически становятся всякие неинтересные глупости.
На обывательском уровне звездную толкотню перед объективами заменяет жизнь в социальных сетях. Там сейчас оглашаются такие подробности частной жизни, что поневоле задумаешься – существует ли она вообще. Это похоже на массовый самогипноз, поскольку люди явно не способны рассчитать последствия своих действий хотя бы на пару дней вперед. Открывается решительно всё и без всяких просьб, что вполне описывает стиль существования во время медиократии. Очень современный подход: если никому не интересно тебя слушать – кричи при первой возможности. Имеешь право.
Совершенно неожиданно иллюстрации такого сорта открытости были получены с завершившихся миланских показов весенних коллекций. Открытым было все, что возможно, и показать больше могла бы только эндоскопия. Немногочисленные прикрытые участки были либо прозрачными, либо снабжены окошечками и «глазкАми», уносившими последние секреты, будто на старом концерте Шер. Любопытно, как бы отреагировала на такой тренд Шанель, которая по заимствованной с конюшен привычке называла ноги «конечностями» и справедливо заявляла, что за всю жизнь встречала только 2-3 пары коленей, достойных обозрения.
Преемник Великой Мадемуазель на всех постах, включая почетную должность безумной королевы наци, решил этот вопрос очень просто, объединив в показе для Фенди два главных тренда: успешно выжившие с прошлого сезона хитонообразные драпировки и полную прозрачность. К этому прилагались туфли на прозрачной платформе, ради которых половина бразильских трансвеститов уже сейчас начинают копить деньги. Обувь Впрочем, в одежде рождение прозрачного тренда наблюдалось давно, но никогда еще он не был так разоблачителен. В прадовском показе главным источником вдохновения стала люстра, кристаллы которой украшали обувь и платья. Если же отбросить кристаллы, то в свете этого канделябра видны простой чехол и трусы.
Именно трусы, этого факта не скрыть, и пахнет ими, «хоть розой назови, хоть нет». Это настоящий символ показов весеннего сезона, который гордо реет от Нью-Йорка до Парижа. Простой крой (и низкая цена) в сочетании с эффектной маскировкой тканью или декором весь последний год привлекал внимание покупателей на французских стендах массовых выставок. Теперь байерам так же понравился фактический отказ итальянцев от претензий на развитие внутреннего сложного производства, что очень чувствовалось по коллекциям. По близким к Армани источникам, если бы не политические соображения, он был бы готов перенести производство в Китай, поскольку «считает этот шаг современным».
Фактически в Милане демонстрировались неадаптированные тенденции «глобальной моды». Если не обсуждать всерьез оттенки синего, все тренды который сезон подряд воплощены в обуви: проклепанные ботильоны с вынутым носом от Занотти, перекрещенные ленты-кружево ДГ и прочий ПВХ. Такие вещи могут быть придуманы практически везде, что вполне объясняет неудачу борьбы итальянских дизайнерских марок за внутреннего потребителя. Сейчас появился повод говорить еще и о снижении ремесленных требований, что ставит под угрозу также и перспективы итальянского внутреннего производства. На этом фоне немногие поистине итальянские коллекции, наследующие традициям римского кутюра (из которых самая примечательная - Aquilano.Rimondi; дизайнеры работают для Дома Ферре и с собственной маркой), выглядят удивительно неуместно.
Неудивительно, что М. Бозелли, председатель итальянской Палаты, так резко и оперативно опровергнул слухи о возможности переноса регулярных показов в Рим. Для этого нет, к сожалению, никаких предпосылок: в космополитичном Милане показывается международная мода, которая требует экономии усилий и международного разделения труда. Конечно, некоторые усилия не прошли даром – прозрачные вещи прямо с подиума оказались во всех блогах, смогли таки докричаться. Но лучшая итальянская коллекция сезона (Кр. Кейн для возрожденного Версуса) была, в итоге, сделана шотландцем.