На прошлой неделе завершилась реализация долгосрочной программы поддержки инновационных проектов в области легкой промышленности в России SEASONS tech. В рамках финального мероприятия Demo Day экспертное жюри определило три наиболее перспективных проекта, лидеры которых получат гранты на развитие.
1. Проект «Перчатка Брайля» для общения людей с ограничениями по зрению и слуху. С помощью одноименного устройства слепоглухие пользователи могут общаться с любым человеком в любом месте на любом языке. Для этого им достаточно надеть перчатку и запустить на своем мобильном телефоне специальное приложение. Оно позволяет распознавать речь собеседника и дословно передавать адресату сказанное тактильными сигналами в перчатке по принципу шрифта Брайля. Изобретение делает процесс социализации слепоглухих людей более простым и финансово доступным.
2. Проект «Второе дыхание», в рамках которого реализуются сбор и переработка тканей и текстиля. Сбор ненужной одежды и ее перераспределение для повторного использования способствуют повышению качества жизни людей и снижают нагрузку на экологию города.
3. Проект по разработке интерактивной световой фурнитуры для одежды и аксессуаров «LedClips». Помимо открытия новых возможностей для дизайна одежды, LedClips способствует повышению безопасности детей на дорогах в темное время суток, а также снижает экологическую нагрузку, поскольку одни и те же устройства можно использовать неоднократно с разными предметами гардероба. Проект родился в рамках акселератора, за время действия программы разработчики изготовили прототип изделия и сейчас готовятся к выходу на рынок.
Призеров программы SEASONS tech определяло экспертное жюри, в состав которого вошли: Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова, генеральный директор Института комплексных стратегических исследований; Анна Грязнова, доцент Высшей школы бизнеса и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; Константин Синюшин, инвестор и сооснователь венчурной компании «the Untitled»; Анна Лебcак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, организатор и методический руководитель образовательного центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ «Высшая Школа Экономики», профессор; Кирилл Ильичев, генеральный директор Московского экспортного центра; Антон Алфер, председатель комитета по цифровым технологиям СОЮЗЛЕГПРОМа и бизнес-кластера «РАЭК / FASHION TECH»; Виктория Андреянова, художник-модельер, основатель собственного Дома моды, художественный руководитель предприятия «Президент-Сервис» Управления делами Президента РФ; Лев Шпаков, директор по ИТ группы компаний «БТК», член правления АО «Промышленные активы».
Члены экспертного жюри поделились критериями, на основе которых сделали свой выбор. «Нам нужны стартапы, которые будут решать задачи, которые существуют в легкой промышленности. Рад, что среди участников программы они есть», – сказал Антон Алфер.
«Цифровизация в промышленности – вопрос в России нетривиальный. В рамках SEASONS tech было представлено большое количество интересных проектов. Приятно видеть, что молодые предприниматели не просто думают в направлении переработки, снижении уровня нагрузки на нашу планету, а делают это в форме реальных бизнес-проектов. Отдельного внимания заслуживают проекты для людей с ограниченными возможностями», – сказал Лев Шпаков.
«В проекте SEASONS tech не было ни одного «пустого» или фантазийного стартапа. Все предложенные инновации практически реализуемы в ближайшем будущем: участники ясно видят свое место на рынке, оценивают свои возможности и четко понимают пути «монетизации» своих идей. Именно эта четкость и хорошая подготовленность является главным показателем эффективности работы команды акселератора», – отметила Анна Лейбсак-Клейманс.
Программа SEASONS tech, реализуемая фестивалем «Русские сезоны» при поддержке компании «Иннопрактика», стартовала в апреле 2019 г. Участниками акселератора стали студенты, аспиранты, молодые ученые, дизайнеры, предприниматели, представители технологических стартапов из России, а также команды, разрабатывающие инновационные решения в легкой промышленности в следующих категориях: новые материалы для производства и ухода за одеждой и обуви, AR/VR-технологии, 3D-печать, e-commerce и мобильные приложения для реализации продукции легкой промышленности, носимые гаджеты, роботизация.
Руководитель акселератора SEASONS tech Дарья Мациевская рассказывает: «Из 200 с лишним заявок организаторы отобрали 80. Участники прошли обучение в рамках акселерационной программы. Нашей главной задачей было сформировать, обучить и выпустить на рынок стартапы, востребованные отраслью. Все проекты — участники программы SEASONS tech отвечают важным запросам индустрии, а значит, имеют шанс обрести успех на рынке легкой промышленности».
По мнению советника по развитию «Иннопрактики» Анны Исаевой, проекты на стыке творчества и технологий обладают большим потенциалом для инновационного развития российской легкой промышленности: «Мы, как негосударственный институт развития, надеемся, что программа поддержки инновационных проектов в области легкой промышленности SEASONS tech поспособствует реализации участниками своих возможностей и получению ими поддержки со стороны профильных экспертов и инвесторов».
Информационная справка
«Иннопрактика» — негосударственный институт развития, реализующий проекты, направленные на рост национального человеческого капитала, в том числе посредством развития структур и механизмов инновационной экономики.
Компания осуществляет деятельность с 2012 г. и объединяет Центр национального интеллектуального резерва МГУ и Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие». Учредитель фонда — МГУ имени М.В. Ломоносова.
«Русские сезоны» — фестиваль дизайна, основанный в 2015 г. Основную часть его программы традиционно составляют конкурс молодых дизайнеров, выставки, дискуссии с участием представителей российской легкой промышленности, индустрии моды и дизайна. Основатель и президент фестиваля — Дарья Мациевская.
В 2018 г. в экспертный совет четвертого по счету фестиваля «Русских сезонов», который прошел при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Vogue Russia и ЦУМа, вошли главный редактор Vogue Russia Маша Федорова, вице-президент Mercury и fashion-директор ЦУМа Алла Вербер, архитектор Сергей Чобан, коллекционер Артем Дежурко. Куратором выступил Фрол Буримский. Конкурс «Русских сезонов» собрал 400 заявок по номинациям «Мода», «Предметный дизайн» и «Архитектура». В нем приняли участие молодые таланты и российские производители: «Эколайф», «Кадомский вениз», «Трехгорная мануфактура», «Чайковский текстиль», «Крестецкая строчка» и др.
Участники фестиваля представлены в формате виртуальной витрины «Русские сезоны» на eBay и в ЦУМе.