После двух десятилетий спада, японский рынок одежды похоже намерен вступить в период роста и относительной стабильности, сообщает Japan Consuming.
Хотя общий объем продаж одежды вырос на незначительные 0,4 % в Японии в 2012 году, 100 ведущих ритейлеров отметили в среднем прирост в размере 5,2 %, что помогло лидерам отрасли захватить более чем 60% долю рынка одежды. Основной рост происходил по прежнему за счет специализированных ритейлеров, но и интернет-торговля стала выходить на передний план.
Крупнейшие ритейлеры захватывают все большую долю рынка одежды.2012 финансовый год оказался удачным для японских ритейлеров – в то время, как в предыдущем году рынок вырос менее чем на 2,3 %, он все-таки рос, причем всего лишь второй раз, начиная с 2003 года. Можно привести немало успешных примеров, особенно среди 100 ведущих компаний, в том числе зарубежных, хотя показатели у всех совершенно разные. В результате повышения темпов роста 100 ведущих ритейлеров на сегодняшний день осуществляют 63 % продаж одежды и являются отличным барометром состояния японского розничного рынка одежды в целом. Особенно интересно следующее:
Средний рост продаж среди топ 100 cоставил 5,2 % в год, что на 2% выше, чем в 2011 году, а также выше средних рыночных показателей. Источниками реального роста послужили следующие 2 направления: прямые ( в основном электронные продажи), выросшие на 7,2% и специализированные продажи, выросшие на 10 %.
В отличие от 2011 года большинство из топ 10 отметили рост продаж за исключением некоторых магазинов таких как Aeon Retail, Ito-Yokado, и Sogo & Seibu. Топ 10 ритейлеров, продемонстрировавшие самый высокий рост, были специализированными сетями за исключением Start Today and Jupiter Shop Channel.
Доля топ 100 превысила 63 % на рынке одежды и 48% на рынке аксессуаров и обуви. Даже с учетом слияний стабильный рост в первой сотне, отмеченный в последнее десятилетие, помог рынку быстро консолидироваться. В 2006 году на долю топ 100 приходилось 53% рынка одежды. За 6 лет их доля выросла на 10 %.Такое растущее доминирование корпоративных ритейлеров наиболее ярко демонстрируется показателями топ 50, топ 20, топ 10. На долю топ 50 приходится 52 %, на топ 20 -38 %. Топ 10% же контролирует более 26 % всего рынка.
Лидирующее положение занимают специализированные сети, но и интернет-торговля также быстро растет. Быстрый рост доли рынка свидетельствует об успехе специализированных сетей как продавцов одежды за последние 15 лет. Данный сектор постоянно пополняется и вдохновляется новаторскими идеями со стороны новых игроков. По мере того как фирмы, подобные Point, достигают зрелости, на рынок выходят новые конкуренты и оказываются в числе первой сотни, такие как Mash Style Lab, Trinity Arts and F.O. International, не говоря уже о мультинациональных сетях , где один лишь H&M вырос на 53 % в 2012 году.
Uniqlo остается крупнейшей специализированной сетью по продаже одежды уже седьмой год подряд, с объемом продаж 620 мдрд йен ( 6 млрд 200 млн USD). Продажи увеличились на 3,3% после снижения на 2,4 % годом ранее. Прирост ожидается также и в 2013 финансовом году ( до 01 апреля 2014 года).Хотя результаты продаж Uniqlo значительно колебались в предыдущие годы, есть признаки того, что причины для этих колебаний постепенно устраняются, в частности акцент делается на небольшое число хитов продаж, которые нельзя быстро заменить, избежав при этом значительного снижения.
Uniqlo может похвастаться значительными преимуществами в создании успешных новых продуктов их высокотехнологичных тканей, именно на этом компания намерена сосредоточить свои усилия в будущем. При этом компания вносит разнообразия в свою мерчендайзинговую политику, разрабатывает ряд сезонных мини –коллекций, часто в сотрудничестве с известными дизайнерами и модными журналами. Это позволяет придавать магазинам более обновленный вид, а также обеспечивает большее число повторных визитов в магазины, особенно со стороны женщин.
У Uniqlo еще есть время до того как начнет ослабевать эффект от использования высокотехнологичных тканей, а также существуют обнадеживающие признаки того, что компания начинает решать проблему насыщения внутреннего рынка.
Из данного краткого обзора очевидно, что крупные корпоративнвые ритейлеры неустанно поглощают все большую часть рынка одежды в Японии. Ни что не может остановить данный процесс. Топ 100 будут увеличивать свою 63 % долю рынка. До недавнего времени этот рост доли рынка совпадал по времени со снижением общего объема продаж на рынке одежды в основном связанного с падением розничных цен. Сегодня, похоже, это 20 летнее снижение закончено, в 2011-12 годах рынок рос, что ожидается и по результатам 2013 финансового года ( до 01 апреля 2014 года)
Основной причиной такого роста является завершение корректировки цен, происходившей последние 20 лет и начало роста цен. Этому способствуют также: дешевая йена, более высокая стоимость сырья, большие затраты на персонал или большая маржинальность новых производственных ресурсов. Стабилизация цен и повышение эффективности работы корпораций позволяют ожидать устойчивого роста на рынке одежды в ближайшие годы. Открытым остается лишь в-с спроса.
В данной области присутствуют некоторые сомнения. Реальные заработки в Японии снижаются в течение ряда лет, в то время как цены растут все быстрее из за сегодняшней государственной политики. К сожалению, в то же самое время, корпорации не в состоянии прислушаться к рекомендациям правительства и увеличить зарплаты, что ведет к снижению покупательской способности населения. Богатые японцы продолжат богатеть при существующем режиме, в то время, как массовый потребитель будет становится беднее, если не будут приняты меры для повышения доходов населения.
Эти две тенденции пойдут на пользу ритейлерам преумиум-сегмента, а также участникам массового рынка, т.к. страна в целом будет беднеть. Хорошей новостью для зарубежных розничных игроков является то, что в сегодняшнем нестабильном мире Япония остается огромным рынком потребления модной одежды, прибыльным, стабильным, вызывающим высокое доверие и имеющим еще неудовлетворенный спрос, которого хватит на много лет вперед.