Эффективность применения метода научного познания в учебно - воспитательном процессе педагогического вуза заключается в том, что он обогащает учебные естественные дисциплины интересным и конкретным содержанием. Насыщение учебного предмета конкретным экологическим материалом, который студенты видели и собирали, из анализа которого они сделали определенные выводы и обобщения, неоднократно их проверяя, является верным средством борьбы с формализмом в преподавании экологии, с поверхностными и неглубокими знаниями как студентов, так в будущем и школьников.


Анализ последних исследований. Осуществляя анализ различных теорий обучения, встречаем данные о том, что изучение объективных закономерностей научного процесса, положений теории и методики педагогического образования, развития личности в условиях профессионального образования отражены в трудах ученых, исследователей, педагогов.


Следовательно, для повышения профессионального уровня учителя необходимо выполнение ряда условий, в частности, последовательность в методической работе, овладение ими определенной научной актуальной целью, которая должна быть достигнута. В частности, эта работа может быть представлена самоанализом состояния преподавания географии в школе, качества предоставляемых знаний и умений учащихся; при осуществлении опытно - экспериментальной деятельности, творческих мероприятий с учащимися, инновационной деятельности, самообразования; внедрением в практику своей работы достижений педагогической науки и передового опыта (высокий уровень деятельности педагога, является результатом его творческого поиска) с элементами экологизации географического образования и направлена на решение актуальных задач и обеспечения устойчивой эффективности учебно - воспитательного процесса, применения педагогических инноваций.

Цель экологического образования определяется как формирование системы наук, знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих экологически здоровую среду на основе норм общечеловеческих принципов морали и права.


При решении вышеназванных задач необходимо опираться на следующие дидактические положения: процесс формирования ответственного отношения к природной среде является составной частью воспитания каждого человека, необходимость сочетания глобального, национального и краеведческого подходов к раскрытию экологических проблем современности, обеспечение единства интеллектуального восприятия природы и практической деятельности для ее улучшения и сохранения, предотвращения ее разрушению соблюдение принципов систематичности, непрерывности и мижпредметности в содержании и организации экологического образования.


Первый - экологизация содержания учебных предметов. Это указывает на межпредметных характер экологии в системе общеобразовательной школы. Каждый из учебных предметов выполняет большую или меньшую роль в вооружении школьников необходимыми знаниями, умениями, оказывает влияние на формирование позитивного отношения к природе.


Второй - комплексное освещение проблемы в научно -популярных изданиях, средствах массовой информации, кинофильмах и т.п., будет способствовать выработке уважительного, бережного отношения к природе.
Третий - интеграция знаний и умений учащихся и создания в них целостного представления о взаимодействии общества и природы, как основы мировоззренческих и нравственных позиций личности.


Предлагаются различные пути решения этих задач: система практических действий в природной среде, деловые игры, создание отдельного спецкурса.
Существующие сегодня формы практической деятельности студентов, а именно: полевые практики, лабораторно-практические работы и экскурсии носят воспитательный характер, но ограничены во времени и не в состоянии удовлетворить в полном объеме внедрение новых подходов к проведению содержательной исследовательской работы, где учебно - воспитательный процесс рассматривается как непрерывный (не ограничен рамками учебного года) и базируется на изучении теоретических вопросов, выдвинутых гипотез и проверкой их самими же студентами непосредственно в природе.


Согласно этому сайту возникает потребность в постоянной разработке и обновлении технологии внедрения в практику работы учителей современных достижений науки и опыта, организации методической работы, модернизации контролирующей деятельности в рамках толерантности во взаимоотношениях с учащимися, определение организационно - педагогических условий перехода к личностно-развивающей модели в процессе подготовки учителей естественного цикла наук. Относительно экологической культуры может предметные компетенции учителя предполагают знание межпредметных характера экологических проблем, наполнение новым содержанием понятие « экология » с целью формирования целостного мировоззрения и ноосферного мышления; превосходящих возможностей географии в изучении триады « человек- природа - общество », поскольку методологически экология - это и является содержательно вся совокупность отношение человека к природе, культуры и социальных условий среды.


На основе многочисленной литературы по проблеме готовности к практической деятельности можно выделить следующие ее составляющие: знания, осведомленность, представление, понимание (познавательный компонент) потребности, отношение, установки, интересы, мотивы, цели, склонность (эмоционально - волевой компонент), умение, навыки, опыт, увлеченность, стремление, активность, инициатива и др.. (практически - действенный компонент). Поэтому психологическая готовность к практической деятельности - это личностное свойство человека. Вместе с тем она является социальным явлением, поскольку ее формирование зависит от самого процесса подготовки (вузовской системы обучения и воспитания), от средств массовой информации, общественных отношений и т.д..


В каждом задании четко выделяются три этапа: подготовительный, этап выполнения и заключительный. Подготовительный характеризуется постановкой и разъяснением цели, планированием действий, преодолением негативных желаний мобилизацией сил. Этап выполнения задания - развертыванием готовности, напряжением сил, учетом сложившихся обстоятельств, преодолением трудностей, которые возникают. Заключительный этап отмечается спадом общего напряжения, оценке выполненного, чувством удовлетворенности зависимости от результатов действий.


Наиболее существенными показателями готовности к выполнению задач является целеустремленность психических процессов, свойств, опыта, их концентрация на задаче и способах его выполнения, установка на максимальное рациональное использование всех сил. Возникновению готовности к практической деятельности могут препятствовать не только неблагоприятные внешние условия, но и эмоционально -волевая неустойчивость, слабые навыки т.п. и наоборот, уверенность, мастерство, опыт, личный пример руководителей способствуют появлению и укреплению готовности.