О библиотеках, в которых мне доводилось работать, остались самые добрые и теплые воспоминания. Для меня библиотека — храм знаний. Современный ритм и образ жизни убивает библиотеки в их прежнем виде, и трансформирует в нечто иное. Посмотрите:
Вероятно, сопротивляться таким тенденциям бессмысленно. Сейчас и музеи меняются, становясь интерактивными. Музеи начинают конкурировать с развлекательными центрами.
Не могу не порадоваться за жителей Москвы, имеющих возможность сходить с детьми в Музей занимательных наук «Экспериментаниум». В Казахстане подобных музеев пока нет, а в России их несколько. В Иркутске работает музей занимательной физики «Экспериментарий», в Санкт-Петербурге музей занимательной науки «ЛабиринтУм», в Новосибирске на территории торгового центра Манхэттен тоже открылся подобный музей занимательных наук, «Фабрика гениев». Вероятно, есть и другие, о которых я пока не знаю.
Занимательная наука. Под этим девизом прошла целая эпоха в книгоиздательстве и телевидении СССР. К сожалению, современные дельцы исказили значение занимательно до неузнаваемости. Иными стали суть и жанр книг. Популярный (популяризация) превратился в попсовый (чисто развлекательный, прикольный, веселый, простой). На первый план выходит увеселение, а сообщаемые факты, несущие образовательной значение, вторичны, так как полностью отсутствует систематичность знаний. Чем больше разрозненной информации попадает в мозг, тем менее качественно она переваривается.
Сейчас в мире более 50 интерактивных музеев, в которых можно увидеть и воспроизвести какие-либо явления природы, убедиться в действии ее законов и увлечься наукой. В СССР первую подобную экспозицию создали в «Доме занимательной науки» в Ленинграде в 1935 году на Фонтанке, в бывшем двореце графа Шереметева. Инициатором и директором был Яков Перельман. Здесь шли поиски новых форм вовлечения молодежи в сферу научных интересов: работали десятки разнообразнейшие кружки, устраивались математические и физические олимпиады, интереснейшие экскурсии, встречи пионеров с выдающимися учеными.
В четырех отделах музея было собрано более 500 экспонатов, в том числе много действующих, а в планах — грандиозная экспозиция «Залов Жюль Верна» и другие замечательные проекты. Они не осуществились. С началом войны музей был закрыт, его экспонаты не сохранились (остались лишь некоторые описания и фотографии). Яков Перельман до самой смерти от голода в блокадном Ленинграде проводил занятия с воинами-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам по ориентированию на местности без приборов.
В Доме занимательной науки издавались десятки маленьких книжек, развивающих смекалку и творческую инициативу молодых читателей. Яков Перельман сам читал лекции, составлял викторины и редактировал издания для детей. Многочисленные переиздания его книг донесли до нас бесценный опыт популяризации знаний.
Во вновь создаваемых музеях усилена развлекательная составляющая. Хорошо, конечно, что хотя бы в такой форме дети могут увидеть действия приборов и механизмов, и понять, что научные опыты — это вовсе не то, что показывают в программе «Жить здорово!».
Библиотеки также будут перерождаться в нечто более современное. Главное, чтобы люди не разучились читать! Может быть совсем не плохо, когда от занятий с книгой можно перейти в уютное кафе или потанцевать? Правда, за красивой оболочкой стоит не только забота о читателях, сколько коммерческая составляющая. Отныне люди читающие становятся источником дохода от потребляемых дополнительных услуг.
Вы были в новом планетарии? Том, что открылся после 17-летней эпопеи с реконструкцией? Там много чего есть интересного, в том числе два кафе, бар и буфет. Хотелось бы посетить планетарий и посмотреть на его современный облик, только не знаю, какой записать в карту желаний, тот, что в Москве, или другой, еще более крупный и современный, в Пекине? Дорога туда обойдется дороже, но всё остальное — намного дешевле, чем в Москве.
Источник: https://novation-nn.ru