Российский потребительский рынок продукции индустрии моды до кризиса рассматривался европейскими производителями как один из самых перспективных. Мы продолжали радовать своих зарубежных поставщиков роскошными заказами даже в конце 2008 года, когда Америка и Европа уже потуже затянули пояски. Мы продолжали с упоением тратить свои кровные, успокоенные заявлениями министра финансов Кудрина, что кризис вызван неполадками в ипотечной системе США, и нам, мол, нечего беспокоиться.
Чем дальше, тем страннее… Меры по выведению страны из глубочайшего кризиса, который нам совершенно не угрожал, повергают зарубежных экспертов в недоумение. Политика поддержки отдельных крупных бизнесменов и безудержные вливания в банковский сектор привели к массовому вывозу денежных средств за границу и девальвацию рубля на 10%. Подлили масло в огонь и отечественные пророки, грозившие экономике второй волной кризиса.
Люди, вконец запутанные непредсказуемым поведением политиков, приняли единственно правильное решение: как всегда, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то есть перестали покупать практически все, кроме продовольствия, сократив при этом и свой рацион.
Глава Европейского союза экспортеров одежды и текстиля EFTEC (European Fashion and Textile Export Council), Рейнхальд Дёпфер еще в феврале 2010 года в докладе «Между надеждой и обманом: европейские поставщики одежды в Россию ждут признаков восстановления рынка», в своих оценках был достаточно скептичен. Через полгода, в июле этого года, на выставке Collection Premier Dusseldorf его оценка ситуации в России изменилась, что было выражено в докладе «Повышение доверия в новой фазе роста российского рынка ритейла».
Что же привело к таким упадническим настроениям европейских поставщиков? Прежде всего, та ситуация в которой оказался fashion-ритейл в конце 2008 года, когда сложилась нездоровая экономическая ситуация, усугубившаяся наступившим, и на нашей территории, кризисом. По оценкам Дёпфера ситуация выглядела следующим образом.
Опьянение «от успехов» продажи природных ресурсов по заоблачным ценам, вылилось в резкое повышение уровня зарплат, до 25%. Как круги на воде, последовало повышение розничных цен на 15-20%, на что покупатель ответил уменьшением спроса, что, в свою очередь, привело к увеличению складских запасов на 30%, с чем ритейлеры стали бороться более ранними скидками в 30-50%. Судя по тому, что были сокращены предварительные заказы на сезон весна-лето 2009 на 25%, меры эти подействовали не слишком эффективно, а провал продаж осенне-зимнего сезона 2008 и всего 2009 года, когда объем продаж сократился на 30-40%, подвел черту под деятельностью многих мелких ритейлеров. Девальвация рубля в 2009 году составила 30%, а инфляция достигла уровня 8-10%.
Неожиданно для европейцев, по результатам исследования Esper Group, опубликованного в июне 2010 года, рост поставок в Россию за первый квартал 2010 года увеличился на 57%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, несмотря на то, что объем экспорта одежды из Европы в Россию сократился на 20%. Так в 2009 году страны ЕС поставили товаров на сумму в 638 млн. евро, а в 2010 – пока только на 502,8 млн. евро.
Доверие зарубежных партнеров усиливается в связи с восстановлением рынка кредитования физических лиц, которая стала более заметна во втором квартале этого года.
Несмотря на все еще напряженную ситуацию в российском ритейле, наблюдается тенденция к увеличению количества заявок на аренду во вновь открывающихся торговых центрах. В стране планируется открытие 60 торговых центров в 22 крупнейших городах, что может привести к увеличению арендных ставок, начиная с четвертого квартала этого года.
Для снижения непроизводственных расходов, некоторые иностранные компании (Guess? и Levi’s) сменили своих российских партнеров или, вообще, отказались от услуг посредников и открыли собственные дистрибьюторские компании в Москве. А такие гиганты как H&M и Inditex Group, всегда отличающиеся своей вертикальной организованностью, увеличивают свое присутствие на российском рынке, что заставляет постепенно снижать цены местных ритейлеров в средней ценовой категории.
В целом, европейские поставщики с оптимизмом смотрят в будущее российского fashion-ритейла, судя по заявлениям Дмитрия Медведева, сегодня средняя зарплата россиянина составляет $821, а к 2020 году, она будет составлять $2700, что соответствует ежегодному росту доходов в 11,5%.