Анна, Вы знаете о моде всё, о бизнесе знаете всё. Вы генеральный директор FCG, ведущего консалтингового агентства в индустрии моды России. Сегодня мы находимся на самом творческом форуме нашей страны, где собрались молодые дизайнеры, модельеры и специалисты индустрии. Какой совет вы дадите начинающим дизайнерам? Как создать свой бренд? Как стать успешным дизайнером?

– О моде знать всё невозможно, однако кое-что я знаю. Я понимаю, как работает система по созданию бизнес проектов в индустрии моды.
У дизайнеров есть много возможностей, и они самые разные. Каждый выбирает свой путь в зависимости от того, как он мыслит, чем хочет заниматься внутри профессии.
То, с чем я сталкивалась, – это, прежде всего дизайнеры, работающие наемными специалистами. У  всех крупных известных брендов есть такие дизайнеры. К примеру, в брендах Alena Akhmadullina, Alexander Terekhov работают дизайнеры из Омского государственного университета. Вот такой путь: вы работаете с известным дизайнером, набираетесь опыта. Другой путь – пойти работать дизайнером в производственную компанию, вести какую-то линию – стать наемным специалистом.

Если дизайнер хочет создать свой бренд?

– Если дизайнер хочет иметь собственный бизнес, собственную марку (а стать известным – это иметь свою личную марку, свой бренд), он должен понимать, как работает бизнес. Дизайн – малая часть всего процесса. Помимо дизайна есть сторона, которая связана с эффективным производством, сторона, которая связана с эффективными продажами, где очень много сложностей, и третья сторона – правильный маркетинг, коммуникации, продвижение. Это тоже большие усилия. Т.е. создать гениальный продукт – 15% от всего, что нужно знать, чтобы быть успешным, известным брендом. Дизайн лишь малая, но необходимая, так же как и талант, часть, однако этого недостаточно.

Если мы выбираем путь работы наемным дизайнером, все понятно. Есть определенные уставы, договора, относительно которых происходит рабочий процесс. Но если дизайнер мечтает о бренде (вчера на Конференции мы поднимали данный вопрос, проводили опрос – 80% присутствующих сказали, что  хотят свой бренд), то, как создать успешную бизнес-стратегию?  

– С чем столкнется дизайнер? В первую очередь, это продажи. Бизнес – это продажи. Продажи «правильного продукта» «правильным» людям. Если дизайнер сделает хорошую вещь, а она просто лежит у него дома, ничего не произойдет. Соответственно, до того как дизайнер начнет делать вещи, он должен понять, как, каким образом и кому он будет их продавать – будь то студенты или состоятельные люди. Кто будет партнером бренда? Как работать в retail: в marketplace, собственном магазине или продавать в социальных сетях? Важно понять, как привлечь к себе внимание людей. У дизайнера должны быть, прежде всего, ответы на вопросы по реализации продукции. Пока нет ответов на эти вопросы – не нужно ничего делать.

Давайте поговорим о реализации продукта, если мы говорим о сотрудничестве и работе с партнерами. Как выстроить общение с marketplace?

– Нужно образование. Как читать контракт от marketplace, как выстроить поставки. В marketplace самое важное – replacement. Должна быть определенная логика поставок.
Условием продаж на marketplace является определенное количество – набор единиц, которые одномоментно представлены на разных marketplace, но отличаются друг от друга. Сколько моделей представлено, сколько цветов моделей – это все рекомендованные позиции.
На сегодняшний день и Lamoda, и Wildberries дают консультации по вопросам сотрудничества и работы. FCG с Lamoda разработали курс, где есть свои базовые правила, с которыми при обращении на marketplace знакомит менеджер, у Wildberries создана целая школа – правила, по которым необходимо работать. Прежде чем начать работать, изучаете правила, а потом, уже зная правила, делайте коллекцию.

Самое главное не найти инспирирующий источник, а знать правила дальнейшей реализации продаж?

– Нельзя сказать, что важнее – яйцо или курица. Если у Вас нет коллекции, нет идей, то продавать будет нечего. В маркетинге есть продукт, продажи и коммуникация. Вы должны понимать, какой у вас продукт, через какие каналы вы будете его продавать, какая розничная цена, кто ваши конкуренты и каким образом вы проинформируете о своем продукте. На marketplace легко потеряться, интернет магазин не принесет прибыли, соответственно важно иметь рекламный бюджет. Рекламный бюджет, работа с инфлюенсерами, амбассадорами – целая программа, которая позволит привести покупателей в то место, где продукт продается, или обратить внимание на ваш торговый знак.

Как правильно выстроить коммуникации, создать Pr стратегию?

– Существуют определенные правила. Усилия по коммуникации должны быть сопоставимы с усилиями, которые делают известные бренды. Если вы хотите быть известным, как бренд «Х», то важно понимать, что у них есть бюджет на их известность. Известность не определяется талантом. Известность определяется правильностью коммуникаций. Талант – условие необходимое, но талантливых много, а тех, кто умеет это облечь в правильный процесс, мало.  Дизайнеры обычно этому не обучены. Поэтому большое количество брендов недолго присутствуют на рынке.

Спасибо большое. Обязательно донесем данные мысли до аудитории. Спасибо, что приехали к нам на Форум. Была рада знакомству. До новых встреч!