В Центральном театре кукол открылась выставка «Дон Жуан». История постановки».

Цикл выставок, посвящённых легендарным спектаклям ГАЦТК, продолжается. «настоящий шоу-мюзикл на зарубежном языке» о великом соблазнителе, придуманный Василием Ливановым, Гарри Бардиным и Геннадием Гладковым, – одно из самых знаменитых «взрослых» творений образцовского театра. Эта выставка приурочена к 40-летию его премьеры. Сначала спектакль назывался «Дон Жуан-76», потом было «Дон Жуан-77»... -78, -79… А потом номер года отбросили – и Дон Жуан снова подтвердил свою вневременную сущность.

На выставке, которая продлится до конца года, представлены куклы, эскизы, плакаты, фотографии сцен и ярких закулисных моментов спектакля, работы мастерских по изготовлению кукол и декорации, воспоминания актеров. Большая часть экспозиции посвящена творческому пути замечательного мастера, многолетнего заведующего постановочной частью театра, близкого соратника Сергея Владимировича  Образцова, художника Веры Николаевы Конюховой, которая служит любимому театру уже 70 лет. Именно её руками был создан знаменитый образ главого героя-любовника.

 

Если говорить о любви, то у Сергея Образцова были две любимые женщины. Он так и называл их «ЛЖ номер один» и «ЛЖ номер два». Одна – Вера Конюхова, другая – Алина Спешнева, работавшая главным художником театра пятнадцать лет, вплоть до своей безвременной кончины. О ней тоже вспоминали в этот вечер – Сергей Алимов, нынешний главный художник ГАЦТК, рассказал о своём товарище. Алина Спешнева была душой артистической Москвы, именно она познакомила Образцова с Ливановым и Гладковым. А Ливанов потом привёл Бардина.

Сам Василий Борисович пишет в своей книге:

«Форму драматической записи мы угадали верно - по типу пьес Карло Гоцци, предназначенных для театра масок. Необходимо оставлять простор для репетиционных, постановочных и актёрских выдумок. И если пьеса - это создание авторов, то спектакль - это плод коллективного труда многих и многих, объединённых понятием "театр".

Вот что Образцов сказал о музыке к спектаклю: "Композитор Геннадий Гладков сочинил очень интересную музыку и записал ее с оркестрами разных музыкальных составов (в зависимости от стран). А голос Дон Жуана - это голос любимца советских девушек Михаила Боярского. Ловко он поет. Заразительно".

Алена порадовала декорациями и персонажами - стилистически точными и выразительными. Кукла Дон Жуана шаржированно повторяла черты Миши Боярского. Мне кажется, что усы и чёрная шляпа, впоследствии неразрывно связанные с эстрадным образом артиста, перешли к нему как раз от этого классического персонажа».

А ведь и впрямь хорош! Заметим, что дело было ещё до «Собаки на сене» и «Мушкетёров». Питерец Боярский записал для московского вернисажа аудиопоздравление, а Гарри Бардин предстал в видеопроекции. О работе в спектакле рассказали актёры, принимавшие участие в его создании и игравшие главные роли – народный артист России Виктор Рябов, заслуженный артист России Роман Богомольный, народный артист России Федор Виолин. Вдова Зиновия Гердта Татьяна Правдина, прочла стихотворение Зиновия Ефимовича, сочинённое для спектакля.

И – само главное –  были показаны номера из спектакля – прямо в фойе! – «Япония», «Италия» и «Восток».

Ещё из воспоминаний Ливанова:

«На приме спектакля Министерством культуры РСФСР (была такая процедура), когда поздравляли Образцова, тогдашний министр высказался так: "Спектакль выездной, валютный. Это, знаете ли, иногда больше, чем идейный…"

Такое вот исторически прозорливое высказывание. Думаю, что осмысливая потом, что он публично сказал, советский министр провел бессонную ночь.»

Кукольный «Дон Жуан» выдержал 3316 представлений по всему миру. Успех яркого, во многом новаторского спектакля был неизменен. И нет ничего удивительного, что многие в театре хотели бы его возобновить.

Михаил ГУРЕВИЧ