Первая леди текстиля или икона стиля? Iris Apfel
Эталон оригинальности или самый старый подросток в мире?
Королева аксессуаров или лицо косметической компании?
Фея цвета или кукла Барби?
Здесь нет ИЛИ, здесь всё про НЕЁ!
Ну а теперь по порядку:
Айрис Баррель Апфель родилась 29 августа 1921 года в Квинсе (район Нью-Йорка, США). Её отец, Самуэль Баррель был американским бизнесменом, он поставлял изделия из стекла и зеркал для дизайнеров по интерьеру, а мама - русская эмигрантка, которая смогла открыть бутик в годы Великой депрессии. Бутик был не только модным, но и позволял заводить связи со знаменитыми модельерами.
Именно мама привила Айрис любовь к аксессуарам. "Если вложиться в несколько добротно сделанных вещей и отличных тканей и купить к ним аксессуары, у тебя в руках окажется миллион разных нарядов" - так говорила мама маленькой дочери.
Айрис была единственным ребенком в семье, и родители часто брали ее с собой на семейные торжества в Бруклин, в дом ее бабушки, но кроме нее других детей там не было. И чтобы развлечь внучку, бабушка давала ей разноцветные лоскутки ткани для игры, она открывала сумку за сумкой, где были гигантские стопки лоскутков всех цветов, всех рисунков, кусочки самых разных тканей всех форм и размеров. Увлеченная текстурами, цветами и принтами, маленькая Айрис могла провести весь вечер в одиночестве, разглядывая обрывки тканей. Вот так эта детская игра предопределила глубокий интерес к текстилю, который стал делом всей жизни Айрис Апфель.
Далее была художественная школа, занятия по изучению истории искусств. После колледжа Айрис пробовала себя в фэшн-журналистике и боролась за возможность попасть на стажировку во Францию. Но Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь молодой Айрис. И в 19 лет девушка начала свою трудовую карьеру, устроившись на должность разносчицы ксерокопий в один из популярных журналов Нью-Йорка. После этого была совместная работа с известным иллюстратором страны – Бобом Гудменом. Далее последовала работа репортером в отеле Гроссингеров, где молодой Айрис удалось реализовать свой первый проект в роли дизайнера интерьера. И однажды, подбирая материал для обивки стен, она вдруг поняла — ее призвание работать именно с текстилем.
Уже к концу 1940-х годов бизнес в области дизайна интерьеров был на подъеме. А в 1950 открылась компания Old World Weavers, владельцами которой стали Айрис и ее муж Карл Апфель. Главной фишкой компании было использование ткацких станков, на которых можно было реставрировать и воспроизводить старинные ткани. И конечно же их клиентами становились известные дизайнеры и крупные компании, аристократы и коллекционеры. За время их владения компанией, а это до 1992 года, они успели посотрудничать с девятью Администрациями Белого дома, от Гарри Трумена до Билла Клинтона. И именно во времена этой работы Апфель получила прозвища «Первая леди текстиля» и «Богоматерь тканей».
Как истинная дама и творческая личность, Айрис не могла устоять перед покупкой интересного наряда, который её звораживал. В итоге ей посчастливилось собрать целую коллекцию от кутюр еще с 1950-х годов, когда она часто ездила в Париж по делам. Также она любила заглядывать на европейские блошиные рынки, где находила отличные необычные вещи. А началось все с любимой текстильной барахолки, где она купила ризу 19 века, которую носили священники во время мессы. Вот так был заложен фундамент для создания уникального гардероба. Айрис с Карлом очень часто путешествовали, и это всегда были командировки. Каждый раз знакомясь с новыми людьми, они узнавали о самых лучших местных рынках, где можно было достать всё, что душе угодно. Вот так они и знакомились с городами, узнавали, где лучше закупаться, Айрис находила предметы для коллекционирования и украшения для собственного дома. Таким образом коллекция Апфель пополнялась.
Новая глава ее жизни началась в 2005 году, когда куратор Института костюма, Гарольд Код, предложил провести небольшой показ аксессуаров и украшений Айрис. Вскоре концепция показа поменялась и решено было добавить немного нарядов, чтобы люди могли увидеть, как украшения влияют на образ в целом. Но, увидев всё многообразие одежды, которая занимала не одну комнату в квартире Апфель, было решено увеличить экспозицию. И в результате на выставке, которая была названа Rara Avis («Редкая птица»), показали 80 комплектов одежды и несколько сотен аксессуаров.
Но всемирная известность не пришла к Айрис сразу после открытия выставки. И лишь когда Билл Каннингем, известный фотограф и журналист, посвятил ей колонку в газете The New York Times, начался настоящий ажиотаж вокруг Апфель. Её стали узнавать на улице, приглашать в институты для выступления перед студентами, изучающими моду, где и родилось новое прозвище «Престарелая старлетка».
Вскоре выставка Rara Avis отправилась в тур, где в дальнейшем Айрис продумывала и создавала экспозиции целиком. После завершения выставок Апфель довелось поработать с огромным количеством творческих людей.
И хотя производство тканей уже в прошлом, именно в последние годы карьера Айрис Апфель в модной индустрии пошла в гору. В 2011 году она создала лимитированную коллекцию макияжа в сотрудничестве с брендом MAC. Айрис Апфель старейшая из женщин, которые когда-либо украшали собою рекламу ведущего бренда косметики. В том же 2011 году она дебютировала с линией крупной, разноцветной бижутерии. А в 2014 году об Апфель был снят документальный фильм с простым названием «Айрис», номинированный на премию Emmy.
В 2017 году она получила от компании Mattel куклу Барби, похожую на себя. Барби-Айрис носит зеленый костюм Gucci, в котором Апфель позировала для обложки своей книги "Икона стиля по воле случая", круглые очки и много-много украшений.
И даже если вы не фанат экстравагантных, кричащих нарядов, эта удивительная женщина зарядит вас своей жизнерадостностью, остроумием, откровенностью и заразительной энергией. Скоро Айрис Апфель исполнится 100 лет, но она продолжает вести активный образ жизни. И самое главное - получает удовольствие, занимаясь своим любимым делом.