7 сентября 2009 года. Кейт Мосс – лицо осеннего номера журнала для коллекционеров ART+AUCTION Russia. Портрет Кейт Мосс c обложки А+А Russia был сделан Корин Дэй в 2006 году по заказу лондонской Национальной портретной галереи для своей коллекции. Осенний номер А+А Russia стирает границы между модой и искусством и рассказывает об особенных отношениях между двумя влиятельными мирами.
Еще недавно современное искусство считалось предметом элитарным, представляющим интерес для узкого круга знатоков. Модная же индустрия, напротив, воспринималась как сфера сугубо утилитарная и общедоступная. Сегодня между ними существует тесная связь. Журнал о коллекционировании ART+AUCTION Russia посвятил осенний номер исследованию взаимоотношений моды и искусства.
На протяжении последних двадцати лет вокруг вопроса, является ли мода искусством и может ли искусство быть модным, кипели страсти. В 1996 году состоялась выставка «Время и мода» в рамках Флорентийской биеннале современного искусства, для которой дизайнеры объединились в пары с художниками: Миучча Прада – Дэмиен Херст, Аззедин Алайя – Джулиан Шнабель, Хельмут Ланг – Дженни Хольцер. Тогда мнения критиков разделились: кто-то оценил эту выставку скептически, другие увидели в ней перспективу. Дискуссия продолжается до сих пор, однако очевидно, что мода стала предметом пристального внимания арт-мира. Музеи все чаще посвящают выставки моде и ее влиянию на ту или иную область визуальных искусств. Мода и фотография, мода и архитектура, мода и дизайн – любая комбинация повод для кураторского проекта.
Мода во многом исследует те же проблемы, что и современное искусство: пытается объяснить и изменить мир, претендует на творчество и индивидуальность. Такие дизайнеры как Рей Кавакубо (Comme des Gar?ons), Мартин Маржела, Хуссейн Чалаян создают сложные вещи, тем самым они ломают привычки и задают новые тенденции.
Неизбежность связи между модой и искусством во многом обусловлена тем, что деление на искусство и ремесло больше не работает. Сегодня мы живем в эпоху поп-культуры, где все вертится вокруг имен и лейблов. Арт-объект приобретает смысл, когда мы читаем подпись к нему, вещь – когда смотрим на бирку. Оказывается, бренды одинаково важны и для искусства, и для моды. На создание мобильного павильона Chanel Mobile Art Карла Лагерфельда и Заху Хадид вдохновила сумка Chanel. Художница Ванесса Бикрофт для Louis Vuitton выложила телами женщин разных национальностей буквы LV, другие художники создали уже целую коллекцию сумок Louis Vuitton: сначала была сумка с инициалами Такаси Мураками, потом с принтами Ричарда Принса, в этом сезоне очередная приманка – большие кожаные сумки «Граффити», где использованы рисунки «под Стивена Спрауза». Эти дизайнерские творения – дети искусства и моды.
Феномен сближения искусства и моды настолько явный и яркий, что можно говорить об отдельной «арт-модо-индустрии». Речь идет не столько о внешних признаках их пересечения, сколько о создании некоего единого рынка. Одним из результатов этого сближения стали фонды современного искусства, основанные владельцами домов моды. Фонд Prada (Prada Foundation) курирует выставки по всему миру, организует философские дебаты и кинопросмотры. Считается, что если к какому-либо событию имеет отношение фонд Prada – это верный признак хорошего вкуса. Миучча Прада объединила моду, искусство и архитектуру – так появился трансформер Prada. Сейчас его создатель Рэм Колхаас работает над самым амбициозным проектом под крылом Миуччи Прады: он строит грандиозный арт-центр и выставочное пространство для постоянной коллекции фонда в районе Largo Isarco в Милане. Центр обещает стать самой передовой площадкой современного искусства в Италии.
Дома моды инициируют разнообразные премии, гранты и специальные выставки. Ювелирный дом Cartier проводит среди молодых талантов конкурс на премию The Cartier Award, а статусная LVMH вручает подающим надежды студентам художественных школ Young Artists Award. Gucci Group в рамках Венецианского кинофестиваля вручает премию художникам, которые работают в области кино (последнюю получил Стив Маккуин за фильм «Голод»). Фонд модного дома Furla также вручает свою премию – номинантами становятся итальянские художники, лучшего из них ежегодно выбирает международное жюри. В этом году в жюри среди других входили Ханс-Ульрих Обрист и Алессио Антониолли, а возглавляла его Марина Абрамович. Победителем стал Альберто Тадьелло, который получил возможность выставить свою работу в Fondazione Querini Stampalia в Венеции во время 53-й Биеннале.
Выставки являются важным видом деятельности фондов и арт-институций. Так, этим летом в Гонконге состоялась выставка «Louis Vuitton: любовь к творчеству» (Louis Vuitton: Passion for Creation), которая была посвящена взаимоотношениям модного дома с миром искусства. Фонд Trussardi проводит выставки в Милане два раза в год, в самых разных уголках города – на улицах, в индустриальных сооружениях, парках. Немаловажно, что все работы, созданные при поддержке Trussardi, художники по окончании выставки получают в свое полное распоряжение. Последней инициативой этого фонда стала выставка Тациты Дин, в рамках которой было представлено 14 фильмов, включая две мировые премьеры ее работ.
В мире моды и мире искусства действуют теперь одни и те же люди. Консультанты и галеристы оказываются в жюри премий и попечительских советах фондов домов моды, а главы этих домов – коллекционеры современного искусства. Два гиганта, которые считаются самыми влиятельными фигурами как в мире моды, так и в арт-среде, заслуживают почетного звания чемпиона «арт-модо-индустрии». Первый – глава LVMH Бернар Арно (Louis Vuitton, Fendi, Celine, Marc Jacobs), второй – глава PPR Франсуа Пино (Stella McCartney, Balenciaga, Gucci). Арно пригласил Фрэнка Гери возвести в Булонском лесу сооружение для Louis Vuitton Foundation к 2010 году. Пино, который уже владеет Palazzo Grassi в Венеции, этим летом оборудовал здесь же вторую площадку для показа работ из собственной коллекции – Punta della Dogana, открытие нового музея Франсуа Пино состоялось в июне на 53-й Венецианской биеннале. Вернисаж посетили все главные герои нашего времени: Джефф Кунс, Марк Джейкобс, Маурицио Каттелан, Стелла Маккартни, Тадао Андо и многие-многие другие.
Подробнее о модном искусстве или арт-моде читайте в осеннем номере ART+AUCTION Russia. Вниманию аудитории представлены материалы о фэшн-фотографии, которая все чаще оказывается в частных коллекциях, каталогах аукционов или на выставках в галереях и музеях, а цены на фотографии классиков – Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона или Ирвина Пенна – достигают нескольких сотен тысяч долларов. Об особенностях рынка винтажных нарядов и исторических костюмов рассказывает Керри Тэйлор, владелица аукционного дома Kerry Taylor Auctions, в своем интервью A+A Russia. Рубрика «жизнь вещей» осеннего номера посвящена костюмам к «русским балетам» Сергея Дягилева, над которыми работали лучшие художники своего времени – Матисс и Пикассо, а сегодня этими шелковыми туниками и шароварами любой желающий может пополнить свою коллекцию.
Справка об издании:
Журнал ART+AUCTION Russia – проект медиакомпании АРТМЕДИА ГРУП, русская версия самого авторитетного журнала для коллекционеров о рынке искусства в мире. За свою 30-летнюю историю в США журнал заслужил безупречную репутацию. ART+AUCTION Russia предлагает читателям подробный анализ тенденций российского и мирового арт-рынка, экспертные аналитические материалы и обзоры важнейших событий в мире искусства – в диапазоне от старых мастеров, импрессионизма и фотографии до современного искусства и дизайна, моды, ювелирных украшений, коллекционных вин и автомобилей.