Многие годы идут дискуссии о том, относится ли мода к искусству?! Одни дизайнеры называют себя художниками, например Эльза Скиапарелли написала в своей автобиографии: “Создание платьев - это не профессия, это - искусство”. Другие же, несмотря на свои творения, разделяют кутюр и арт. Ив Сен Лоран говорил: “Я - неудавшийся художник”, а Карл Лагерфельд категорично заявлял: “Искусство - это искусство. Мода - это мода.”
Но спустя почти полвека, когда современное искусство транслируется аудитории через социальные медиа и NFT, границы с модой становятся все более размыты. Кроме того, дизайнеры нередко создают коллекции в сотрудничестве с художниками (как пример, сюрреалистическая коллекция Джонатана Андерсона SS/2023). Мода стала важной частью современной коммерческой и поп-культуры.
На выставке Louvre Couture (проходящей в Лувре с 25 января по 21 июля), посетителям дана уникальная возможность открыть для себя или переосмыслить исторические артефакты сквозь призму современной моды.
“Лувр — это величайший мудборд в мире”, - четко подметил Оливье Габе, директор и по совместительству куратор выставки. “Показ Мод”, устроенный Лувром среди его экспонатов - это событие, где можно неожиданно для себя обнаружить “родство” форм и деталей нарядов и музейных объектов. Удивительно, как декоративное искусство повлияло на творчество дизайнеров!
Оливье Габе заимствовал около 100 произведений моды у 45 выдающихся дизайнеров — от Chanel и Balenciaga до Versace и Yves Saint Laurent, Alexander McQueen и Yohji Yamamoto, созданных с 1960-х годов до наших дней. Надо сказать, они блестяще ужились с гобеленами, драгоценностями, фарфором и доспехами, которыми наполнены комнаты музея. Великие дизайнеры Карл Лагерфельд, Мария Грация Кьюри, Аззедин Алайя и Айрис Ван Херпен были постоянными посетителями Лувра, а Ив Сен Лоран, например, сам являлся большим знатоком и коллекционером предметов искусства.
На входе гостей приветствует платье авторства Кристиана Диора 1949 года “Музей Лувр”(единственное в истории Haute Couture, названное в честь музея). Далее смотрители рекомендуют взять план, и бродить, как душе угодно - неверного маршрута не существует. Впереди нас ждет путешествие по Крылу Ришелье, длинною в 9000 квадратных метров, где невидимыми нитями переплелась история и красота прошлых веков с модой последних десятилетий… Кстати, “рифмы” между нарядами и культурными объектами слагал уже знакомый нам Оливье.
Невозможно не заметить “цитату” на жакете с вышивкой Lesage Лагерфельда для Chanel, “взятую” с узора и лаковой росписи Мартенов с бело-голубого сундука XVIII века столяра Матье Криэрда. Лувр был для Лагерфельда “второй студией”, и здесь он набросал первый эскиз прямо в музейном каталоге, а уже потом отправил финальную версию в ателье Chanel. А пижамный костюм от его коллеги и по совместительству знаменитого коллекционера мебели Юбера де Живанши “поет дуэтом” с бронзовым золотым шкафом Булле, который по-видимому и вдохновил кутюрье.
Камуфляжный костюм сеньора Жан-Шарля де Кастельбажака расположился у шпалеры, повествующей о любимом занятии знати тех времен - охоте. К слову, олененок Бэмби на костюме выглядит как персонаж все той же шпалеры…
Платье-трапеция Loewe из коллекции FW’24 оказалось рядом с безумной фарфоровой статуэткой Иоганна Готлиба Кирхнера, а знаменитый голубь Джонатана Андерсона (который успел “облететь” уже весь модный мир), присел у медной евхаристической птицы-сосуда XIII века. Фантасмагорический наряд Джона Гальяно для Dior - некая интерпретация портрета Короля-Солнца, а знаменитый “рыцарь в доспехах” из средневековой коллекции Демны Гвасалии гордо расположился в Зале Арсенала.
На создание по-монаршьему роскошного многослойного платья, отделанного горностаем Гальяно вдохновили наряды императрицы Сиси. В 2005 году Каролина Куркова дефилировала в нем по подиуму, здесь же оно замерло в центре зала, под пронзительными взглядами Наполеона III и Евгении с их императорских портретов.
Незаметно летит время за рассматриванием карт Таро на пальто от Марии-Грации Кьюри для Dior (реверанс основателю Дома), в то время как золотая листва аканта шелкового платья от Донателлы Версаче привлекает внимание своим сходством с балдахинной кроватью из покоев времен Второй Империи…
"Есть целое поколение, которое чрезвычайно интересно - Питер Мюлье, Луиза Троттер, Матье Блази, Джонатан Андерсон, Эрдем - которые ведут нас к чему-то захватывающему", - говорит Габе, поясняя наличие артефактов не из кутюрной линии. Ослепительный шелковый наряд от Undercover, играющий золотыми переливами и серебряного атласа здесь дополняет гобелен эпохи Возрождения. Технологическое волшебство платья Iris Van Herpen имеет в качестве фона средневековый гобелен, который был современной вещью своего времени.
Лувр преподает нам этот урок роскоши, позволяя насладиться тандемом моды и искусства, не выбирая что-то одно.
На вопрос, считает ли Оливье Габе моду изящным искусством, он поднимает бровь, как будто ему задают каверзный вопрос, прежде чем ответить другим вопросом: “Я думаю, что разделение и деление креативности на разные иерархии — это очень старомодно, не так ли?...”
За последние десятилетия мода стала отдельным видом творчества, которое имеет большое влияние на аудиторию. Сегодня она является главным способом самовыражения, и это нельзя недооценивать. Эксперимент с “диалогом моды и Лувра” удался, и без сомнений, музеи должны хранить наследие модных Домов наряду с историческими артефактами. Louvre Couture доказывает, что мода, как и искусство , неподвластна времени.