Несмотря на огромные социальные перемены в нашей стране мода Европы эпохи Ар Деко  перешла границы большевицкого царства и была с энтузиазмом воспринята  нашими модницами и модниками. Эпоха 1920х годов в отечественной моде  отличает отчетливая периодичность. Первые  три года периодом военного коммунизма и гражданской войны, второй – с 1924 по 1928 был периодом ленинской Новой Экономической политики, способствовавшей проникновению европейских и американских мод стиля Ар Деко в советскую жизнь и последний период 1928 – 1929 годы стал заключительным этапом десятилетия, в период которого над огромной страной постепенно опустился знаменитый железный занавес, значительно удаливший ее от мировых центров моды и прервавший на протяженный период процесс проникновения европейских мод в СССР.


   Социальная и политическая жизнь страны в 1920е годы проходила под эгидой перемены в руководстве страной, бразды, правления которой постепенно в результате внутрипартийной борьбы сконцентрировалась в руках Иосифа Виссарионовича Джугашвилли (Сталина), занявшего по окончании Гражданской войны ключевой пост генерального секретаря ВКП (б). Таким образом, после смерти Ленина в 1924 году, из Политбюро большевистской партии были выведены в 1926 году Троцкий, Каменев и Зиновьев-Апфельбаум, в 1929 году - Бухарин, а затем – Рыков и Томский. Главным в экономической политике нового государства, была строжайшая централизация, ставшая одним из главных условий военного коммунизма. К лету 1920 года в стране было создано около 50 главков, занятых управлением крупных национализированных предприятий и следили за работой мелких не национализированных кустарных и кооперативных  объединений.


  Провал экономической политики военного коммунизма привел к частичному возврату частного сектора в экономику, при этом число рабочих в кооперативах не должно было превышать 20 человек. Тем не менее, эта малая уступка позволила заметным образом активизировать экономику страны, вернуть к жизни текстильную и модную торговлю, создать частные кооперативные предприятия, специализировавшиеся на производстве модных аксессуаров (белья, обуви, бижутерии, шляп) а также восстановить в Москве производство косметики.


   Модный женский силуэт периода 1920х годов складывался по новому принципу построения, вызванного социальными изменениями в жизни мирового общества по окончании Первой мировой войны. Огромные человеческие потери мужского населения во многих странах Европы, а в том числе и в России в результате долгой кровопролитной войны, усугубленной в нашей стране еще и Гражданской войной и голодом 1921 года, сделало женщин важнейшей рабочей силой, часто применяемой и для тяжелого физического труда, а также появление женщин в армии, во флоте и в рядах советской милиции, что повлекло за собой обязательные изменения модного силуэта костюма. Иностранное, в частности французское влияние на отечественную моду было вызвано всеобщим приятием отмены корсета, нововведением предложенном Полем Пуаре в Париже еще на рубеже 1910 годов. Начало 1920 годов связано с появлением в моде нового типа платья – рубашки прямого покроя с низкой талией на бедрах, самого характерного для моды всего десятилетия. Подобный силуэт нивелировал все типы женских фигур, скрадывал грудь, талию и бедра и создавал, как тогда казалось, более моложавую линию платья. К середине 1920 -х годов заметна тенденция укорачивания длинны платьев и юбок, которая продержалась на территории СССР больше обычного и даже перекочевала в следующее десятилетие. По поводу этой новой длины юбок бытовало тогда крылатое выражение: «И короткая юбка стоит некоторым долгих размышлений».


        На ряду с вышеуказанной модной линией, которую следует считать общепринятой, в СССР в течение 1920 х годов развивалась также заметная тенденция женского «унисекса» в которой заметна перекличка с парижской линией La Garconne, которая принимала весьма курьезные формы в нашей стране и выражалась в новых революционных прическах, повсеместному заимствованию мужских головных уборов, обуви, галстуков , рубашек и даже брюк. Фокстроты «Бублички» и «Мама, я жулика люблю!» выражают ритмы и вкусы модниц той эпохи.

 

Продолжение следует...