КРУГЛЫЙ СТОЛ ФИЛЬМА ПАВЛА ЛУНГИНА «ЦАРЬ»

Вокруг вышедшего недавно в прокат фильма «Царь» не прекращают утихать страсти – картина Павла Лунгина продолжает провоцировать самые яростные дебаты. Что доказал состоявшийся 10 ноября в медиа-центре газеты «Известия» круглый стол, посвященный фильму «Царь» и сложной теме взаимоотношений российской власти и церкви. В круглом столе приняли участие режиссер Павел Лунгин, заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская, протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Максим Козлов, Альфред Кох, Николай Сванидзе, Ксения Собчак, киновед Лариса Юсипова, режиссер-документалист Борис Лизнев.

Новое обсуждение самой громкой кинопремьеры этого года – фильма «Царь», вылилось в напряженную двухчасовую дискуссию, где были высказаны разные точки зрения на картину и предложенную в ней интерпретацию образа Ивана Грозного. Противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа и та беспощадность, с которой Павел Лунгин показал темные стороны первого российского царя, вызвали самые противоречивые мнения:

Павел Лунгин: «Россия живет мифами, один из которых заключается в том, что жестокие правители-тираны – это лучшее и необходимое для России и прогресс в нашей стране может быть достигнут лишь пролитием большой крови. Мне хотелось бы развенчать этот миф, добавив к мифу об Иване Грозном миф о митрополите Филиппе. К счастью, в нашей истории на каждого Грозного приходился свой Филипп, что составляет духовную жизнь России и позволяет ей выжить. Если говорить о последствиях правления Ивана Грозного, то они были трагическими – проигранные войны, потерянные земли, опустошенная войнами страна, смутное время. Все это – результат той самой твердой руки, в которой народ зачастую ищет свое спасение».

Борис Лизнев: «Во времена Ивана Грозного творили тысячи иконописцев, жили тысячи подвижников веры, строились сотни монастырей. Больше святых и больше подвигов святости не было, чем в то время. Это не может быть вопреки тому, что происходило в России, а только благодаря правлению Грозного и тому идеалу, который существовал внутри страны… Грозный по восемь часов молился, с его участием основаны практически все монастыри, он общался и дружил со всеми святыми того времени, создал казачество, выкупал пленных, укреплял империю. И не надо игнорировать народные предания – народ действительно уважал и любил Ивана Грозного – за время его правления не было ни одного восстания и бунта…».

Протоиерей Максим Козлов: «Для церкви в отношениях с властью конечным благом являются не внешние преференции, которых при Грозном было действительно очень много – храмостроительство, открытие монастырей, миссионерское освоение новых территорий, имущественная и организационная поддержка церкви. Для православной церкви важно то, чего не было при Грозном – та атмосфера в обществе, которая должна соответствовать духу Евангелия и духу православия. Мне кажется, Филипп своим подвигом это подтвердил».

Николай Сванидзе: «Меня всегда удивляет контекст, в котором многие говорят о Грозном – человеке, пролившем море крови. Ведь и о Гитлере, также можно сказать – он был по-своему эффективен, решил проблему безработицы, вывел страну из великой депрессии, объединил нацию, был великим военачальником, очень популярным в своей стране. Не секрет, что и Сталин воспринимается как Альтер-эго Грозного, не зря Грозный был его любимым персонажем. Защищая Грозного, мы защищаем Сталина и подобных ему тиранов.… Грозный был садистом, причем бессмысленным садистом. Он почти полностью уничтожил абсолютно русский и подвластный ему город Новгород населением почти 30 000 человек. Он шел ратью через всю страну и, для того, чтобы новгородцы не узнали о его походе, уничтожал всех, кто встречается на своем пути, оставляя за собой кровавый след…».

Ксения Собчак: «В картине Павла Семеновича Лунгина нет плоских фигур и черно-белых красок – и в этом ценность фильма «Царь». Петр Мамонов сыграл мечущегося царя, который кается и грешит, пытается не совершать злодеяний и все равно их совершает. Этого царя в какой-то момент становится жалко, ему хочется посочувствовать. Митрополит Филипп, олицетворяющий в фильме добро, даже менее интересен, чем Иван Грозный – он идет прямой дорогой и существует в простой системе координат».

Протоиерей Дмитрий Смирнов: «Что касается фильма, то я предпочитаю рассуждать о нем именно как о художественном произведении, основанном на историческом материале. Павлу Семеновичу свойственно парадоксальное мышление, он создал ряд ярких образов, некоторые из которых просто потрясающие – например, Малюта Скуратов в исполнении Юрия Кузнецова. В фильме есть и гениальные актеры, и блестящая операторская работа, и много придумок, и крепкий сценарий».

Альфред Кох: «Я утверждаю, что «Царь» - это фильм притча и с этой точки зрения он великолепен, а подходить к нему с реалистической меркой абсолютно неправильно. Лунгин как режиссер и создатель фильма имел право взять за основу сложившийся образ Ивана Грозного – жестокого правителя, считавшего себя помазанником божьим и противопоставить ему митрополита Филиппа. На меня фильм произвел очень сильное впечатление…».

Елена Ямпольская: «Вы считаете, что муки Филиппа существуют, а муки Грозного нет? На Грозном лежала чудовищная ответственность, которую нес на себе правитель страны распираемой изнутри и подавляемой снаружи, страны, которую надо было сдерживать. Есть ли в фильме сопереживание мукам Ивана Грозного?».

Протоиерей Максим Козлов: «Очень радостно, что такие фильмы как «Царь» все более и более востребованы, что они становятся значимыми и ожидаемыми кинособытиями. И никакие блокбастеры не затмевают интереса к этому кино, как и к предыдущей крупной работе Павла Семеновича Лунгина – картине «Остров». И чтобы не говорили о светском характере нашего общества, глубокие тему волнуют людей, прежде всего. Это нас объединяет».

За неделю проката фильм “ЦАРЬ” собрал 82 718 925 рублей, фильм уже посмотрело более 423 658 человек.