5 февраля 2020 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей прошел круглый стол «Цифровая трансформация легкой промышленности» в рамках Германо-Российской инициативы по цифровизации экономики (GRID). 

В приветственном слове Сергей Мытенков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) отметил: «Несмотря на, в некоторой степени, традиционный состав отрасли, мы видим, что легкая промышленность очень активно цифровизируется». А Маттиас Шепп, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты, добавил: «Очень важно, что на политическом уровне GRID на виду, несмотря на то, что это не всем нравится. Очень важны такие семинары, как сегодняшний, которые мы проводим несколько раз в год».

Со вступительным словом выступил Андрей Разбродин, член правления РСПП, председатель комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности.

Емкость рынка текстильной и легкой промышленности (в которую входит от 13 до 15 подотраслей, включая обувную) составляет, по словам спикера, порядка 4,3 трлн рублей. Среди наиболее развивающихся подотраслей (рынков, работающих на b2c) Андрей Разбродин отметил направления технического текстиля, нетканых материалов, отрасли, связанные с текстильными волокнами и их разнообразной переработкой, с композитными материалами и т.д. Темпы роста в классическом секторе резко снизились в последние годы и это общемировая тенденция.

«Средний темп роста за прошлый год по отрасли был 102,4%. По сравнению с тем, что было в предыдущие годы — минимум. Причем некоторые подотрасли показали по текстилю, по производству обуви и некоторым другим направлениям ниже 100%  — 97–98%, то есть отрицательный рост», — отметил Андрей Разбродин.

Несмотря на то, что по данным Росстата в России зарегистрировано порядка 16.500 предприятий в отрасли в целом (в основном — предприятия среднего и малого бизнеса), точную цифру определить сложно, потому что проходящие по нескольким кодам ОКПО предприятия могут заниматься как производством, так и торговлей, что, по словам Разбродина, создает определенные неудобства в работе.

«В целом, за последнее время, в том числе в связи с введением некоторых программ поддержки со стороны государства, качественный уровень оснащенности предприятий, последовательность в современном управлении, современных качественных технологиях растет. И мы надеемся, что в новых условиях это направление будет развиваться. Естественно, мы большое внимание будем уделять цифровизации. Тем более, это одна из национальных программ в нашей стране. В Союзлегпроме создан Комитет по цифровизации и новым технологиям».

Антон Алфер, председатель комитета по цифровым технологиям Союзлегпрома, председатель бизнес-кластера РАЭК/Fashion Tech, напомнил, что накануне, 4 февраля, состоялась совместная с кластером РАЭК/Fashion Tech встреча рабочей группы, где обсуждалась дорожная карта и стратегия цифровой трансформации легкой промышленности.

«К рабочей группе присоединились новые стратегически важные для отрасли партнеры: компания Strategy Partners, входящая в экосистему Сбербанка, компания ICOL Group, Wildberries, Fashion Consulting Group. Основная идея рабочей группы Союзлегпром и РАЭК/Fashion Tech —синхронизировать деятельность двух отраслей, легкой промышленности и информационных технологий. Технологии проникают в отрасль, достаточно сильно меняя концепцию и бизнес-модели. Мы считаем, что кросс-отраслевое сотрудничество очень важно и в данный момент приглашаем заинтересованных игроков отрасли для того, чтобы выработать единый подход, единую стратегию в рамках цифровой трансформации направления и развития отрасли», — отметил Антон Алфер.

Томас Грис, заведующий кафедрой текстильного машиностроения и директор Института текстильных технологий (ITA) Рейнско-Вестфальского технического университета г. Ахен (RWTH Aachen), почетный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова представил краткий обзор диджитализации легкой промышленности. Он назвал основной тренд ближайшего времени — новая устойчивая экономика/экономика замкнутого цикла и цифровизация. «Термин «Индустрия 4.0» в Германии зазвучал около десяти лет назад. Тогда перед группой экспертов встала задача создать несколько ключевых продуктов. Мы не подошли к концу процесса, перемены еще идут. Это все источник колоссальных возможностей для текстильной индустрии».

Поскольку цифровизация невозможна без комплексного кластерного подхода, спикер отметил значимость вопроса подготовки кадров: «Цифровизацию нельзя реализовать в одиночку, нужен междисциплинарный подход. Диджитализация идет не на уровне одной машины, а целых процессов. По всему миру идут изучения искусственного интеллекта».

Крупные факультеты и институты, в которых работает Грис, по его словам, перекрывают практически все потребности легпрома страны. Также спикер отметил сильную российскую инженерную школу: «В России не только математика с информатикой сильны, но и материаловедение имеет очень давние традиции. Россия — одна из ключевых для нас стран. Немецкие институты до сих пор преподают по советским учебникам», — говорит Томас Грис.

Приводя примеры уже реализованных проектов «фабрик будущего», таких как корейская компания, предлагающая пошив кастомизированного мужского костюма за 24 часа, Томас Грис сказал, что благодаря цифровизации появляется возможность изменить цепочку ценообразования, решить вопросы сокращения потери материалов и загруженности складов.

Продолжил обсуждение Сергей Климаш, старший вице-президент по ИТ компании «Глория Джинс»: «Диджитализация для нас, как практика, —гораздо более широкое понятие, чем цифровые технологии и затрагивает, в том числе вопрос управления. Мы цифровизацию «назвали» — IQ Economy. Экономика становится умной. С одной стороны — развитие различного рода математических моделей, искусственного интеллекта, внедрение в текущие бизнес-модели. Второе — квантум — это время, то, что называется «бизнес-моментом». Все должно происходить моментально. Время и интеллект становятся ключевыми в этой экономике».

По словам спикера, успешный опыт компании «Глория Джинс» показывает, что цифровизация может уменьшить себестоимость продукта, улучшить бизнес-процессы, повысить маржинальность бизнеса. «Цифровизация — про деньги и бизнес, а не технологии», — подытожил Сергей Климаш.

Владимир Галь, руководитель направления инновационного развития «САП СНГ», представил кейсы цифровизации легкой промышленности на базе решений SAP.

Он выделил шесть ключевых задач, которые на текущий момент востребованы у всех видов современного бизнеса: улучшить клиентский опыт, вовлечь новый персонал, реализовать новые бизнес-модели, предоставить умные цифровые продукты, реализовать цифровую цепочку поставок, конкурировать как экосистема.

«Лидеры экономики склонны инвестировать свои ресурсы, финансовые средства и усилия в четыре области «цифрового мышления» бизнеса: трансформация клиентского опыта, управление талантами, создание цифрового мышления сотрудников и менеджмента компаний, применение технологий, о которых сегодня регулярно говорим, и истинная трансформация, то есть выход за пределы стандартного бизнеса. Все это формирует в организации новое цифровое мышление. Отличие лидеров от отстающих в том, что эти направления являются для них фокусными в своих стратегиях», — говорит Галь.

Денис Бахаев, менеджер по развитию направления «Цифровое производство», «Сименс», рассказал о технологиях компании для цифровой трансформации легкой промышленности. Спикер отметил, что «цифровая зрелость» предприятий характеризуется тем, какие ценности внедрены в компании. Также отметил, что проблема многих компаний: цифровизация ради цифровизации и частая неготовность топ-менеджеров к переходу, непонимание ими своих компаний на уровне производства.

ИД «Легпромиздат» 

Фотографии предоставлены организаторами.