Мировая премьера «Щелкунчик в Зарядье» состоялась 2 января.
Жанр определён как «Балет-опера-сказка для детей и взрослых».

Да, знаменитый балет на этот раз  спели.
Дадим слово организаторам.
«Впервые с 1892 года спектакль «Щелкунчик» будет представлен в новом удивительном формате. Музыка, хореография, сценография и костюмы изменят привычное восприятие любимого произведения... Музыка Петра Чайковского и стихи Демьяна Кудрявцева легли в основу постановки. «Щелкунчик в Зарядье» — это и опера, и балет, и цирковое шоу. Это неординарный спектакль для всей семьи... Идея нового формата принадлежит известному театральному продюсеру, заслуженному деятелю искусств России Павлу Каплевичу, который выступил лидером проекта и создателем оригинальных декораций

Мастер эпатажа Андрей Бартенев полностью переосмыслил костюмы и создал позитивные грандиозные объекты. Смелый экспериментатор в области сценического движения Анна Абалихина вывела танцы за пределы сцены в трёхмерное пространство. Режиссура Нины Чусовой помогла сделать постановку лёгкой для восприятия даже самыми маленькими детьми. Отдельный вклад внес в спектакль дирижёр Филипп Чижевский».


Отмечу, что не впервые. Несколько лет назад тот же Каплевич уже делал из «Щелкунчика» оперу - как раз в Новой Опере. Я тоже был на премьере - и мне понравилось. Стихи легли хорошо, даже с определённым философским звучанием. Призыв «Вечно живи, Любовь!» вполне вписался в «Вальс цветов». Если брат Чайковского, работая над либретто к «Евгению Онегину», дописывал Пушкина, то добавить поэзии в балет самого Чайковского - тоже не возбраняется. Разве что ёлка в доме героини была... недостаточно вычурная как раз, слишком геометричная. Вот такая ёлка стоит в фойе зала «Зарядье».

А та - была ещё проще, только красные шары одинакового размера на зелёном треугольнике.
Нынешние ёлки вобще без украшений - но смотрятся симпатично.

А это - вообще человек.

Он потом жонглирует кольцами.

В новой постановке вообще много от цирка. Жонглёры, фокусы, эквилибристы под купол взлетают - в том числе и сам главный герой (это Щелкунчик, который ещё не принц, а кукла, весь сверкающий, как робот из «Звёздных войн»). Или от уличного шоу - с ряжеными куклами. И даже от детского утренника. Недаром как представление для всей семьи заявлено. Потому постоянные детские эмоции и массовое фотографирование гаджетами не должно раздражать - это по законам жанра. И потому всё так ярко - дирижёр, к примеру, одет кузнечиком - и... нестрашно. Мыши довольно милые. Мышиный король - забавный толстячок.

И никто не гибнет - мышей, которые поют «Хотим сыра!» уводит, подманивая лакомым кусочком, Фея Драже.

Затем мыши возвращаются - надо полагать, перевоспитанные - и танцуют-озорничают прямо в зале.
К общей детской - да и взрослой - радости.

На постановке в Новой Опере я недосчитался одной темы в финале - самой оптимистичной, «апофеоза». Версия «Зарядья» вообще укладывается в безантрактные семьдесят минут. А в течение дня укладываются три представления. Из кукольных танцев, например, осталось три - испанский, арабский и русский. Причём арабы, допустим, логично поют про караван, а русские чашки крутятся без слов - а вот в Новой Опере были чудесные залихватские стихи про медведЕй и прочие «штампы». И тема любви звучит не столь мощно - всё-таки 6+. Да и сама героиня больше похожа на куклу, на ёлочную игрушкку, на фарфоровую декоративную статуэтку, нежели на без пяти минут барышню. В той же Новой Опере она взрослела за эту волшебную ночь - как, впрочем, и во многих балетных версиях.
Но тут всё же утренник.
Хоть т от мастеров эпатажа и эксперимента.


Для каникул подходящий вообще идеально.

Юным зрителям, для которых это станет первым знакомством с шедевром Петра Ильича, в новогодние дни желаю увидеть ещё много его прочтений на самых разных сценах.

Михаил ГУРЕВИЧ