Говоря про фабрики будущего, мы для начала должны определиться с терминологией. Фабрики будущего — это и цифровые фабрики (Digital Factory), и “умные” фабрики (Smart Factory) и “виртуальные” фабрики (Virtual Factory). Если коротко, то цифровые фабрики — это цифровое проектирование и моделирование, т.е. всё в “цифре”, полностью “безбумажное производство”, “виртуальные” фабрики — это уже объединение цифровых и/или умных фабрик в распределенную сеть.
Начнём с того, что фабрика будущего это часть экосистемы, т.е. она должна быть встроена в глобальную цепочку, где присутствуют: аналитика, поставка материалов, проектирование и производство, дистрибуция и логистика, сбыт и послепродажное обслуживание, и, наконец, утилизация и переработка.
Таким образом сначала ИИ на основе больших данных делает анализ каким будет спрос, потом делит всё это многообразие на когорты, а уже потом на основании этого анализа производится продукция.
Через какое-то время будет производство по запросу. На онлайн-витринах мы будем видеть не фотографии, а цифровые двойники изделий, т.е. 3D объекты, но реалистичные как фотография или видео. Такое программное обеспечение, как CLO 3D design уже давно позволяет сделать не только проектирование лекала, но и визуализацию образа фотографического качества и видео демонстрацию на виртуальной модели, которую можно подобрать из стандартного набора платформы или смоделировать индивидуально на свой вкус. Но есть небольшой нюанс, чтобы визуализация спроектированной одежды была реалистична, необходима библиотека оцифрованных материалов, тех, которые Вы намереваетесь использовать. Чтобы складки шёлкового платья были реалистичны, программа должна знать все свойства этого материала, состав, плотность, эластичность и т д.
Опережают в развитии направления fashiontech те страны, где есть консолидация индустрии и активная поддержка государства. Выгоды очевидны, например, имея цифровой двойник потребителя и его цифровой след, у вас минимизируются возвраты, потому что исчезает проблема “не подошло” по размеру или по стилю. В конечном итоге возможно будет прогнозировать потребление, и избежать затоваривания.
У нас есть примеры производств, которые активно цифровизируются, но если говорить о самых продвинутых технологиях — роботизированных безлюдных фабриках, — то пока в индустрии моды с точки зрения технологий лидирует обувное направление, и то, пока в пример можно привести только зарубежные кейсы.
Например, “пробный шар” умных фабрик Speedfactory, запущенных в 2017 в Германии и США брендом Adidas. Можно сказать, что, вероятно, это были пилотные проекты, на которых отрабатывались технологии.
В 2019 компания объявила о переносе проектов в Азию ближе к поставщикам. Как мы видим, мало создать самую передовую фабрику, нужно ещё чтобы поставщики существовали в этой же парадигме и были частью экосистемы.
Из наиболее передовых умных фабрик, можно отметить опыт международной компании с белорусскими корнями iCol, которая опережает по многим аспектам проект компании Adidas. Выгода от использования цифровых технологий очевидна: увеличение производительности, скорости разработки и запуска новых моделей, производство по заказу потребителя, величина партии не влияет на стоимость, кастомизация моделей, персонализация, сокращение отходов производства, нет необходимости изготавливать миллионы образцов.
Чтобы от сегодняшней инфраструктуры пройти путь к идеалу будущего, в первую очередь необходимо создать центры цифровых компетенций. Все мировые индустрии переходят на новый этап развития в соответствии с трансформациями в направлении цифровой экономики и опережающего развития креативных индустрий. Индустрия моды одна из самых динамичных и постоянно меняющихся индустрий, в основе которой лежит постоянное отслеживание “духа времени”.
Передовой индустрия моды может быть только при условии быстрого освоения и применении всего инновационного. Важный критерий - способность быть на самом острие этих изменений.
Необходимо создать цифровые лаборатории, где будут обкатываться и масштабироваться технологии. Лаборатории плотно связанные с темой дизайна: цифровой дизайн, ритейл, прототипирование. Отдельное направление — лаборатория Индустрия 4.0 - с новейшим софтом и оборудованием для экспериментальных фабрик.
Необходимо вести формат и стандарты цифрового профиля потребителя (цифровой двойник), создать и популяризировать платформу. В Европе уже ведётся работа над подобным проектом под названием Bodypass. И нужно отметить, что везде в мире подобные отраслеобразующие проекты имеют государственную поддержку. Необходимо создать глобальный международный реестр материалов, куда будут портироваться артикулы и цифровые данные всех производимых материалов и фурнитуры. Это примерно как ЕГАИС, только для материалов и международного масштаба. Для этого как минимум нужно организовать международный консорциум производителей и договориться о форматах и стандартах. Но начать можно с отечественных производителей и на них сделать пилотную модель всей экосистемы. Чтобы форсировать процесс, необходимо обязать передачу в облачную платформу информации о производимом материале (цифровой двойник ткани) в момент присваивания артикула продукции. Далее любой дизайнер в любом редакторе сможет подтягивать цифровые данные артикула из открытой библиотеки, со всеми свойствами материала. Нужно стимулировать производителей материалов портировать цифровые данные производимых материалов в единый реестр.
Одна из ключевых проблем — отсутствие горизонтальных связей и информационной среды в индустрии моды в России, поэтому нужно реализовывать комплексную, рыночную, скоординированную интеграционную программу.
В рамках деятельности рабочей группы РАЭК FashionTech и СОЮЗЛЕГПРОМ, были проработаны идеи реализации такой программы, и возможности оперативного запуска процессов построения вертикальных платформ, а так же их тестирования на реальных пилотных проектах. Необходимо используя уже существующий опыт и технологии, интегрироваться с локальными институтами развития и структурами поддержки бизнеса и ведущими участниками индустрии.
В особенности это необходимо малому и среднему бизнесу, у которого меньший запас прочности и более слабая устойчивость к потрясениям. Нужны цифровые сервисы для взаимодействия компаний и специалистов, от создания продукта до закупок, продаж и до утилизации продукции. Нужно дать компаниям возможность интеллектуального поиска контрагентов и выявление компаний на совместимость по определённым параметрам.
У многих участников рынка, есть инструменты и понимание как это реализовать уже сейчас, необходимо, привлекая лучшие практики и опыт успешных иностранных партнеров, не забывая о необходимости локализации know-how, создание собственных инструментов для цифровизации бизнеса. Критично важно, сохранение и обработка данных, в наших локальных системах, платформах, инструментах. Но подчеркну ещё раз, подобные инициативы будут эффективными только при активном участии отраслевых ассоциаций, таких как СОЮЗЛЕГПРОМ и РАЭК при должной поддержке государства.
Сейчас меняется структура всей fashion индустрии. Очевидно, что пандемия подтолкнула переход многих процессов в онлайн и цифру, но многие компании оказались не готовы к резкой и глубокой трансформации бизнеса.
В недалёком будущем, технические рутинные операции и множество функций по разработке и проектированию изделий возьмёт на себя ИИ. Будущее это генеративный дизайн. Дизайнерам же достанется креативная часть. Разработка будет происходить только в цифровой среде. Сегодняшние молодые дизайнеры возможно это уже последние поколение, которое делает лекала в наколку или рассчитывает их на бумаге. Можно привести пример: много ли мы сегодня встречаем архитекторов с кульманом? Пандемия, кстати, наглядно показала конкурентные преимущества тех, кто уже освоил цифровую среду. Появляется новая терминология в индустрии: виртуальный инфлюенсер, цифровой лук, виртуальная примерка, цифровые двойники ткани, одежды и т.д. Соответственно появляются запросы и на новые компетенции.
Поэтому, что касается рабочих мест, механические операции будут вытесняться роботизированными производствами, но при этом появится потребность в новых квалифицированных кадрах. Эпоха fast fashion ушла, наступает slow fashion и устойчивое потребление. Со временем вещи будут персонализированные, больше отвечать потребительским запросам покупателя, с учётом новых более технологичных материалов, будут больше эксплуатироваться. Время избыточного потребления осталось в прошлом. Что касается ценообразования в будущем, обратимся опять же к опыту компании Adidas. Произвести пару кроссовок на умной фабрике Speedfactory в Германии стоило практически в 2 раза дешевле, чем на их производствах в Азии.
Что касается будущего виртуальных примерочных, на мой взгляд оно есть только у тех, которые будут визуализировать цифрового двойника пользователя “одевая” его в цифровой двойник изделия, а не просто накладывая изображение изделия поверх изображения потребителя, как это происходит во многих сегодняшних стартапах. Соответственно, в идеале, система потребления будущего — это цифровой профиль потребителя, который складывается из 3D скана пользователя, цифрового следа о его покупках, и стиля жизни, содержимого гардероба и проч., и всё это собирается и хранится в облаке, и подтягивается при взаимодействии с любым магазином, если Вы авторизуете этот магазин. Тогда, во время шопинга, Вы видите персонифицированную витрину с индивидуальным товарным предложением, и реалистичную визуализацию, где ИИ на основе всех этих данных выполняет роль персонального стилиста и комплементарно дополняет Ваш гардероб, учитывая все Ваши предпочтения.
Конечно, для реализации концепции производства и потребления будущего нужно двигаться с двух сторон и это нужно и можно делать уже сегодня. С одной стороны все современные бренды уже давно проектируют одежду в нескольких САПР типа Gerber, Lectra, Grafis и др. Где лекало любого изделия в формате 2D или 3D — это фактически формула, которую можно портировать в облако для каждого артикула, даже при существующих технологиях. Пусть пока это не цифровой двойник в полной мере, но точно оттуда легко можно извлечь переменные, т.е. мерки потребителя, на которого это изделие рассчитано.
Что касается цифровых двойников потребителей, то можно очень быстро оцифровать фигуры людей, те создать 3D аватары. Понятно, что, как всегда, будет много противников из серии “нас всех посчитают”, но это неизбежный вектор развития цифровой экономики. Начать можно с тех, кому интересно получать более качественные персонифицированные товарные предложения, и тех, кто не любит тратить время на бесконечные примерки, и возврат товаров. Сегодня уже есть технологии вычисления размеров по фотографиям прямо с камеры смартфона, но точность таких измерений вызывает вопросы. Конечно есть сканеры, которые устанавливают в ТЦ, где нужно раздеваться, крутиться, и т. д. Но не все готовы тратить на это время. В прошлом году обсуждали эту тему с экспертами из одной компании, которая занимается пару десятилетий “железом” и софтом для компьютерного зрения для спутников. Теоретически возможно создать сканер делающий 3D скан человека на ходу и в любой одежде, погрешность такая, что можно шить смокинг на заказ. Так вот представьте, если мы совместим этот функционал, например, с рамками безопасности в торговых центрах и метро. Каждый проходящий, кому интересна такая опция просто устанавливает приложение на гаджет, и активирует его. Проходя через рамку, через какое-то время 3D аватар появляется в его аккаунте в облаке. Для реализации цифровой трансформации в индустрии моды, цифровой двойник потребителя — это необходимый элемент экосистемы. Для экономики и для потребителя от этого будет только множество выгод.
Мы живём в период 4-й индустриальной революции. Это прогресс, и это данность. Этот вопрос можно было бы переформулировать на примере предыдущих индустриальных революций, например, какие минусы были, когда паровые машины заменили лошадей? Конечно, минусы были для тех, чей бизнес был связан с лошадьми. То же самое было с появлением конвейера, люди теряли работу.
Цифровизация и автоматизация направлена на снижение издержек и увеличение эффективности, но любая смена укладов это выход из зоны комфорта. Фабрики будущего безлюдные. Поэтому всем этим тысячам людей нужно будет осваивать новые профессии. Но это случится не завтра, швейные роботы в производстве одежды пока существуют для очень лимитированного ассортимента изделий. Хотя, например, в обувном производстве уже есть полностью роботизированные фабрики. Так что это вопрос времени.