Сегодня мода одна из самых загрязняющих окружающую среду индустрий. На повестке дня экологичное устойчивое производство, ресурсосбережение и переработка.
Для получения 1 кг хлопка нужно более 10 тонн пресной воды. А если ещё учесть количество воды, используемой для стирок за весь жизненный цикл изделий, то на одну пару джинсов затрачивается более 26 тонн воды. С учётом того, что в мире уже сегодня есть нехватка пресной воды, перспективы производства натуральных волокон не безоблачны, если, конечно, их не начнут выращивать в биотехнологических лабораториях, как искусственное мясо или кожу, и скорее всего, так и будет.
Будущее одежды за синтетическими материалами, но превосходящими по своим свойствам натуральные, а также - за умными тканями, с меняющимися свойствами под условия среды. Если посмотреть на глобальные тренды, потребление синтетики растет, а потребление натуральных волокон снижается по всему миру.
Многие переработанные материалы уже стоят столько же, сколько обычные материалы, но пока их ассортимент ничтожно мал. Появляются производства, которые уже используют только переработанные ткани.
В России тоже производятся такие материалы, но пока они достаточно кустарные и крафтовые. И, даже если дизайнеры и используют экологичные материалы, то они не могут в короткий промежуток времени перестроить производство.
Но, помимо выстраивания системы переработки, есть и другая проблема - микропластик. Не только брошенные рыболовные сети, промышленный и бытовой мусор загрязняют океан, но и банальная стирка, при которой вымываются и попадают в водостоки синтетические микроволокна. 700 тысяч тонн микроволокон ежегодно попадает в океан. Это глобальная проблема, требующая перестройки системы потребления.
Мы уже не можем игнорировать пришедший в нашу жизнь тренд устойчивого потребления, поэтому уже сейчас очень важно уделять внимание переработке, а для этого необходимо сформировать систему отслеживания жизни изделия от момента проектирования до момента утилизации. Кстати, это одна из недавних инициатив кластера РАЭК / FASHION TECH.
Ни один из российских брендов сегодня не может заявить, что он экологичен. Потому что он экологичен в среднем по паре аспектов, а не по всем 10 требуемым аспектам:
- Материалы: ткани, фурнитура, нитки - органически чистые, органический хлопок, ткани их ананаса, из апельсиновой корки, из кислого и испорченного молока, из пищевых и других отходов и тд. Для получения ткани из технической конопли, например, необходимо меньше воды, чем при производстве хлопка. Все виды переработки пластика.
- Дизайн - вне времени и вне трендов, подходящих для разных случаев жизни, крой без отходов.
- Упаковка - либо минимальная, либо производится их экологических материалов.
- Производство - какие лампы и сколько воды используется, сколько отходов остаётся и т.д.
- Транспортировка - устойчивое производство начинается с доставки материалов, чтобы минимизировать след CO2.
- Логистика, хранение — уход от перепроизводства и затоваривания, минимизация и оптимизация процессов.
- Политика продаж - например, Stella McCatrney использует оборудование, вешалки и т. д из переработанных материалов.
- Клиентский сервис - максимальная информация о товаре и информирование клиента о том, как обращаться с вещами, чтобы они дольше служили.
- Социальный аспект - связи с общественностью, четко выработанная позиция бренда / производителя по важным вопросам, некий посыл, связь с персоналом, открытость, готовность рассказать общественности, что происходит с работниками на данном производстве, достойная ли оплата труда, режим работы и тд.
- Отчетность - открытость, прозрачность. Индекс Хигга — насколько велик след влияния бренда на планету.
Как правило, экобренды декларируют в своих манифестах один их 4-х аспектов или частично смешивают их — это финансовая успешность, защита природы, общественный и культурный след.
Если говорить о примерах, их немного: например, есть замечательный бренд российского происхождения FRENCIA, производящий купальники из переработанного пластика, который вылавливают в море около Словении, потом из него в Италии делаю волокно Econyl, и потом на Бали производят купальники на экологичном производстве.
Всё прекрасно в этом проекте, но есть одна проблема — это транспортный след, в силу разбросанной географии, он гигантский.