Четвертый день фестиваля "Maestro", проходящего в итальянском городе Форте дей Марми, посетил известный режиссер Андрей Кончаловский.
Андрей Сергеевич уже не первый год живет в Италии, любит эту страну, к тому же его дом находится совсем близко к Форте дей Марми, поэтому его присутствия ждали с особым трепетом. Кончаловский приехал, чтобы представить итальянской публике фильм "Глянец", однако перед этим провел небольшую пресс-конференцию. Во-первых, Андрею Сергеевичу был вручен орден "Золотой Маэстро", который получают все главные герои фестиваля (так, например, ордена уже передали Тонино Гуэрре и вручили Джулиано Монтальдо). "Фестиваль начался в тот же день, когда у Андрея Сергеевича был день рождения, - рассказал присутствовавшим журналистам президент "Маэстро" Алексей Гарнизов. - Несомненно, это хороший знак". Кончаловский поведал, что идея фестиваля ему импонировала с самого начала: большой любитель Италии и итальянской культуры, он очень рад, что теперь диалог между странами происходит и на культурном уровне. К слову, Андрей Сергеевич немало знает о тех местах, где проводится "Маэстро", чем с у! довольствием и поделился с журналистами. Так, он рассказал о том, что городок Форте дей Марми был спроектирован великим Микеланджело, который планировал транспортировать отсюда мрамор. Недалеко от этого места была найдена и утерянная глава "Божественной комедии" Данте. Мэр города Умберто Буратти напомнил, что эти места также были знакомы композитору Джакомо Пуччини.
Андрей Кончаловский привез на фестиваль три картины: про первую из них, "Глянец", которую он представил итальянской публике лично, Андрей рассказал подробно. Фильм, получивший достаточно плохие отзывы в прессе, самому режиссеру кажется достаточно жестким - не таким, каким он планировал его изначально. Однако он хорошо отражает ту российскую реальность, которую мы видим вокруг. "Фильм много ругали, но через год я обратил внимание что то одна, то другая фраза из фильма всплывет где-нибудь. Это говорит о том, что "Глянец" получился достаточно объективно отражающим реальность", - рассказывал режиссер на пресс-конференции.
Кончаловский много говорил о своем отношении к Италии и России. Две страны, считает режиссер, очень отличаются эмоциональным климатом: если в России национальными героями становятся пьяницы и раздолбаи, то итальянцы любят восхищаться людьми. Россияне охотнее рассказывают о недостатках, чем о достоинствах - и это Кончаловскому не нравится. В Италии если красивая девушка идет по улице, ей могут много раз крикнуть вслед "bella", даже не думая попросить у нее телефон. Русские же, по мнению Андрея Сергеевича, на такие вещи не способны.
Долго режиссер говорил о том, каково современное искусство. И живопись, и кинематограф, и музыка кажутся ему сейчас менее интересными, чем они были несколько десятилетий назад. Расцвет мирового кино, по его мнению, пришелся на третью четверть XX века, когда снимали гениальные режиссеры, однако век "глубокого" кино, считает Кончаловский, ушел вместе с новым поколением. Связано это во многом с тем, что современная молодежь не читает книг, а ходит в кино развлекаться - она привыкла к голливудским боевикам и спецэффектам, но совершенно не интересуется глубокими чувствами. Кончаловский поведал историю о Федерико Феллини, иллюстрирующую его точку зрения. Феллини как-то зашел в кинотеатр, где показывали его последнюю картину, и осмотрел зал - зрителей не было. "Мой зритель умер", - сказал режиссер. "Сейчас публику интересует иное, и в первую очередь интернет", - уточнил Кончаловский.
В конце конференции Умберто Буратти еще раз заговорил о том, насколько важен фестиваль "Maestro": итальянцы любят русских, с удовольствием принимают их в качестве соседей и продают им свои земли – но это относится только к богатым россиянам. "Мы должны общаться еще и через культуру, а не только через кредитные карточки, - сказал Буратти. - Понятно, что культурные связи устанавливаются на уровне правительств, однако нам сейчас важно, чтобы люди понимали, что культурные связи налаживаются и на уровне каждого конкретного человека".
После пресс-конференции Андрей Сергеевич отправился в кинотеатр "Суперчинема", где представил "Глянец". "Тяжело говорить о фильме до показа, ведь его никто не видел, но тяжело говорить и после, поскольку настоящий режиссер должен сказать через кино все, что он хотел", - начал Кончаловский. Впрочем, пару слов о "Глянце" все-таки рассказал: перед итальянской публикой он в очередной раз упомянул, что фильм был снят о российской действительности и достаточно ярко отражает то, что действительно происходит в стране после развала СССР.