4-30 ноября. Государственный институт искусствознания (Козицкий пер., д. 5)

«Антон Григорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи»

Фотографии, письма, документы из коллекции Татьяны Болычевой

 

Выставочная программа XVII Фестиваля «Арт-ноябрь» связана с именем Антона Григорьевича Рубинштейна и предлагает вниманию зрителей две выставки: «Антон Григорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи» в Институте искусствознания и «Пространство Антона Рубинштейна» в Доме-музее М.И. Цветаевой.

Монографическая выставка «Антон Григорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи» – исключительное явление не только в насыщенной музыкальными событиями жизни Фестиваля, но и в культурной жизни Москвы. В основе академичной по своему замыслу экспозиции – уникальная коллекция москвички Татьяны Леонидовны Болычевой. Экспозиция позволяет проследить жизнь и творчество

великого музыканта, чья многогранная деятельность преобразила музыкальную жизнь России и всего мира, составив – без преувеличения – летопись эпохи, названной «эпохой Рубинштейна».

Каждая летопись нуждается в своем летописце. Им стала сотрудник Библиотеки иностранной литературы Татьяна Леонидовна Болычева. Когда-то в далёком 1949 г. она впервые услышала оперу А. Рубинштейна «Демон», музыка которой

потрясла её настолько, что захотелось услышать другие произведения композитора, а также побольше узнать о самом великом музыканте, так много сделавшем для музыкальной России и потом почти забытом. С энтузиазмом настоящего коллекционера-исследователя Татьяна Леонидовна начала свои походы по нотным и букинистическим магазинам, библиотекам и музеям.

Постепенно об интересе Болычевой к Антону Рубинштейну узнали не только ее родственники и друзья. В ней рано проявились черты истинного коллекционера, собирателя, просветителя: искренняя бескорыстная заинтересованность; осознание своего предназначения; максимализм, т.е., стремление «объять необъятное»; жажда познания; полное слияние с «заветным образом». Казалось, у нее в руке нить Ариадны: жизнь свела её со многими заинтересованными людьми, каждый из которых обладал рядом артефактов, связанных с жизнью и творчеством Антона Григорьевича Рубинштейна, но только Татьяне Леонидовне суждено было создать, вернее, воссоздать из множества разрозненных документов, фотографий, афиш, партитур… подлинную летопись жизни великого музыканта. Она была знакома с правнучкой Антона Григорьевича В.Б.

Можанской, которая поделилась с Болычевой оставшимися семейными сокровищами. Петергофский краевед В.А. Гущин подарил материалы, связанные с жизнью Рубинштейнов в Петергофе, а ленинградский коллекционер И.Б. Семёнов передал ей вообще все имевшиеся у него материалы, связанные с Рубинштейном. Кишиневский музыковед, член Союза композиторов СССР и Молдовы, шефствовавший над школой им. А.Г. Рубинштейна в с. Выхватинцы, З.Л. Столяр поведал много нового о семье композитора. Прошли годы, и вот известный исследователь творчества А.Г. Рубинштейна профессор Ленинградской консерватории Л.А. Баренбойм первым назвал Т.Л. Болычеву «рубинштейноведкой», чем вдохновил ее на дальнейшие исследования.

В Институте искусствознания выставлены многочисленные документальные материалы, касающиеся прежде всего жизни музыканта-вундеркинда, начиная с детских лет и до самой его кончины. В центре экспозиции – прижизненный живописный портрет маэстро кисти Петра Петровича Соколова. По фотографиям можно проследить, как менялся облик Рубинштейна с юных лет до поры творческой зрелости, именно таким – по-бетховенски мощным и вдохновенным – знаем мы Рубинштейна по портретам Перова, Репина, Врубеля. Но летопись жизни, естественно, включает и семью великого музыканта – родителей, жену, детей, внуков и правнуков, и со всеми можно познакомиться на выставке. Не позабыта и сценография некоторых опер Рубинштейна, среди которых выделяется «Демон», представленный в отличных литографиях. Летопись эпохи А.Г. Рубинштейна – это его окружение, друзья-композиторы и музыканты, многочисленные ученики… Несомненно, вызовет интерес воспроизведенная в укрупненном масштабе работа известного литографа А. Мюнстера по рисунку А. Лебедева «1860 г. Музыкальный вечер у А.Г. Рубинштейна» со всеми «расшифрованными» участниками этого soiree.

В Доме-музее Марины Цветаевой проходит выставка живописи и графики Аллы Бединой «Пространство Антона Рубинштейна». Известный московский художник А. Бедина принимает участие в Фестивале во второй раз, и не только потому, что она прекрасный живописец и виртуозный график, а прежде всего потому, что она, кажется, «готовилась» живописать пространство Антона Григорьевича Рубинштейна в течение более 10 лет. Она как будто специально совершала творческие поездки по местам, связанным с гастролями маэстро, стремясь запечатлеть неповторимую ауру европейских столиц. Бедину как магнит влечет прошлое: ее взгляд, а вслед на ним и послушная воображению кисть как бы стирают с улиц городов все атрибуты современного мира, и тогда вокруг Площади Опера вновь едут старинные экипажи, прохожие «переодеваются» по моде ХIХ века, оживают, как на старых фотографиях, благородные лица предков… словом, происходит погружение в другой, в иной мир, который и есть мир иной… И перед зрителем выстраивается гастрольное пространство великого музыканта, «оживают» Париж и Дрезден, Вена и Прага, Барселона и Севилья, Лондон и Берлин, Брюссель и Братислава такими, какими их видел Антон Рубинштейн.

Восприятие наполненных музыкальными ритмами, окутанных таинственным туманом свободных экспромтов-фантазий Аллы Бединой усиливается «присутствием» в Доме-музее М.И. Цветаевой личных вещей Антона Григорьевича Рубинштейна, подлинных рукописей и фотографий: печатки, которую он подарил своей невесте, прелестного маленького чемоданчика-сундучка с егомонограммой, подаренного восторженными хористками в Вене, прижизненных изданий партитур, фотографий маэстро разных лет, его визитной карточки, памятных медалей, выпущенных к его юбилеям.

Выставочная программа XVII Фестиваля «Арт-ноябрь» позволяет привлечь внимание заинтересованной публики к музыканту, чей гений создал то глобальное пространство искусства высшей пробы, которое называется «эпохой Рубинштейна» – Человека и Музыканта мира.