Женское предпринимательство в России развивается достаточно активно, но не закреплено законодательно. Женщины-предприниматели не получают выделенных льгот и преференций в связи с тем, что занимаются бизнесом.
В США, например, уже давно официально закреплены такие категории предпринимателей как: женщины-предприниматели, предприниматели-инвалиды, предприниматели ветераны войны и другие. Такое подробное разделение типов предпринимателей позволяет государству проанализировать особенности каждого из них и предложить меры поддержки и льготы, которые были бы особенно востребованы и нужны именно той самой категории малого бизнеса. Существует даже такая категория предпринимателей как «HUBZone». Это малые компании, работающие на территориях, где исторически бизнес активно не развивается.
Около 23% всех государственных заказов в США должны в обязательном порядке доставаться малому бизнесу. Каждое (!) федеральное министерство имеет свой процентный KPI по объем заказов, который должен быть предоставлен предпринимателям по прямым контрактам и субконтрактации. KPI детализируется по категориям предпринимателей, обозначенным выше (женщины, инвалиды, ветераны, HUBZone). Американские федеральные ведомства будут обязаны выполнить возложенные на себя показатели, иначе им грозят большие проблемы. За соблюдением показателей следит конгресс, а президенту раз в год представляют особый доклад «о малом бизнесе». Ключевым помощником и защитником малых предпринимателей в США является отдельная государственная структура - Администрация малого бизнеса (US Small Business Administration).
В настоящее время в России большое внимание уделяется социальной защите и поддержке граждан. Расширяя возможности поддержки для мам-предпринимателей, государство может выполнять как свои социальные функции, так и способствовать развитию предпринимательской инициативы своих граждан.
Молодая женщина в России получает высшее образование в 22-23 года, начинает карьеру, получает первый профессиональный опыт. Через несколько лет обычно следует брак и рождение детей, нахождение в отпуске по уходу за ребенком. Таким образом, из-за семейных обстоятельств обрывается профессиональное и карьерное развитие, при этом очень многие испытывают потребность в реализации данного рода. Многие женщины отмечают, что после того, как ребенку исполняется 1,5-2 года они могли бы заниматься какой-то работой. Почему это не может быть предпринимательство? Но молодым мамам надо помочь, нужны специальные программы поддержки, которые бы включали в себя перечень типовых проектов для реализации, обучение, меры финансовой поддержки. К примеру, интернет-магазин, мог бы стать прекрасным видом бизнеса для молодой мамы в декрете. Молодые мамы – это огромная часть населения страны, образованные, с профессиональным опытом, они являются большим ресурсом для развития сферы малого бизнеса в России.
Особое внимание необходимо уделить развитию проектов женщин-предпринимателей в сфере fashion и fashion-tech. Данная отрасль традиционно является женским направлением в бизнесе. Цифровизация индустрии моды, технологические стартапы в сфере fashion являются одним из трендов развития малого и среднего бизнеса в США и Европе. Развитие данного направления с акцентом на женскую часть бизнес-сообщества может позволить России приблизиться к лучшим мировым практикам fashion-tech.
К примеру, сегодня в Калифорнии больше всего людей заняты в сфере социальных медиа и развлечений, а фэшн-индустрия, которой занимаюсь я, на втором месте: в сектор занимает порядка 11% рынка труда. Поэтому стартапы, касающиеся Fashion Tech, имеют большие перспективы.