В музее «П.И. Чайковский и Москва» открылась выставка «Лебединое озеро». Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга».
Проект посвящён 140-летию премьеры, которая состоялась на сцене Большого театра. Выставка рассказывает об истории создания первого балета Чайковского, его драматичном пути к вершинам мировой славы, о «звёздах» балета и выдающихся балетмейстерах, в чьём творчестве «Лебединое озеро» сыграло важную роль. Выставка открывается рассказом о работе композитора над музыкой к «Лебединому озеру», о премьере в Большом, ставшей провалом, о подлинном рождении балета, которое состоялось в Петербурге более чем через двадцать лет после московской премьеры, когда композитора уже не было в живых. Ключевыми экспонатами здесь стали автограф партитуры балета и напечатанное 1890-е годы в издательстве «П.И. Юргенсон» переложение «Лебединого озера» для фортепиано (совместная работа Чайковского и Николая Кашкина). Представлены и уникальные московские афиши балета; фотографии первых исполнителей «Лебединого озера»; раритетные театральные сапоги «самого первого» принца Зигфрида (танцовщик Александр Гиллерт).
По выставке проводятся экскурсии. Гости услышат интересные истории о выдающихся отечественных балеринах, блестяще выступавших в Большом и Мариинском театрах в образах Белого и Черного лебедей. Получат ответы на вопросы, кого называют «балериной Чайковского», почему знаменитая артистка Большого Ольга Лепешинская внезапно отказалась танцевать партию Одетты-Одиллии, сколько лет Майя Плисецкая исполняла ведущие роли в этом балете, а также увидят личные вещи знаменитых прима-балерин - эффектные балетные пачки, пуанты, головные уборы.
Михаил ГУРЕВИЧ