В преддверии демонстрации коллекции сезона весна-лето 2012 на VOLVO- Недели моды в Москве, белорусский дизайнер Людмила Тараканова, доцент Витебского Государственного Технологического Университета, в интервью ИА "РИА Мода" дизайнер поделилась своими размышлениями о том, почему педагоги должны быть практикующими специалистами, а также рассказала fashion-аналитику ИА "РИА Мода" Елене Лерман о своей новой коллекции ( http://riamoda.ru/news/news-3871.html ).
Елена Лерман: «Людмила, расскажите, зачем педагогу с ученой степенью понадобилось заниматься таким хлопотным делом, как выпуск собственных авторских коллекций?»
Людмила Тараканова: «В 1989 году я попала в Витебский институт по распределению Госплана СССР. Работая долгие годы в институте, я поняла, что педагог оказывает на студентов не только образовательно-психологическое, но и творческое воздействие. Моя позиция такова, если ты готовишь дизайнеров, то и самому надо творчески развиваться, в противном случае надо увольняться с работы. Также я заметила внутреннее переполнение идеями, которое требует своего воплощения. Я раздавала советы налево и направо, говоря своим студентам: «Ну, что ты мучаешься? Сделай здесь так, а здесь эдак! А здесь надо поправить вот так!». И в 1995 году я начала делать свои авторские коллекции. После одного из моих показов Такада Кензо отметил: «Легкость и шикарная тональная проработка! И еще раз легкость!»».
Е. Л.: «Дальше – больше! И преподавание, и разработка коллекций, затем аспирантура. Говорят, присвоение ученой степени было неоднозначно воспринято коллегами?»
Л.Т.: «В 1997 году я поступила в аспирантуру своей alma mater, Текстильный университет им. Косыгина. Тогда Татьяна Алексеевна Козлова советовала мне сосредоточиться на науке, но я продолжала совмещать обучение в аспирантуре и создание собственных коллекций. В 34 года я получила звание доцента в категории «Искусство» вне защиты диссертации, так как имела заслуги перед легкой промышленностью: участие в «Белэкспо», сотрудничество со многими швейными предприятиями».
Е.Л.: «Расскажите, пожалуйста, о вашей работе на предприятиях Беллегпрома…».
Л.Т.: «Я делаю промышленные коллекции с перспективой на 2 года. Однако случались казусы, когда директор предприятия говорил: « Что же Вы тут понаделали! Как на желтый пиджак можно поставить голубую подкладку!». Я выкупила всю экспериментальную коллекцию, и она моментально разошлась по моим друзьям и знакомым.
Знаю, что за рубежом дизайнеры работают по-другому. Одна из первых моих студенток, Татьяна Сермяжко, сейчас работает в польской компании Reserved. Она рассказывала, что там существует дизайн-группа в составе 20 человек. Все дизайнеры распределены по ассортиментным группам. Есть дизайнер, разрабатывающий оригинальные детали, фишки коллекции. Обсуждение работ – коллегиальное, где каждый может выбрать себе приглянувшийся элемент, коллекция выстраивается совместными усилиями».
Е.Л.: «Что подтолкнуло Вас на создание коллекции мужской одежды, одного из самых сложных направлений в современном дизайне?»
Л.Т.: «К мужской одежде я пришла случайно. Долгое время в поле моего зрения была одежда для торжественных случаев, но по направлению министерства я попала на Новогрудскую швейную фабрику, расположенную на территории бывшей Польши. Там до сих пор сохранилась аутентичная культура: все маленькое, чистое, все выверенное и никаких громадных заборов! Фабрика, выпускавшая исключительно мужские брюки, с моей помощью расширила свой ассортимент. Вот тогда я ужаснулась: какой будничный вид! Мужчины вынуждены находиться в брюках и пиджаках или в джинсах и рубашках! Когда же они раскрепостятся и станут сами собой? А с другой стороны существует общественное мнение: если мужчина одет чуть оригинальней остальных, то вешают ярлык - «гей». Меня очень радуют отзывы о моих мужских коллекциях, когда говорят, что мужчины одеты необычно, но геев не напоминают».
Е.Л.: «В сентябре 2011 года Вы впервые приняли участие в проекте Designerpool на СРМ, где представила капсульную коллекцию сезона весна-лето 2012. Довольны ли Вы результатами этого участия?»
Л.Т.: «Надо сказать, что заказов я там не получила, но я и не ставила перед собой такую задачу. Я хотела познакомить международных специалистов с возможностями своего бренда, но при этом, не раскрывая новизны полной коллекции, состоящей из более чем 40 образов. Представленную часть коллекции нельзя назвать коммерческой. Я не могу делать абсолютно коммерческую одежду, не могу внутренне себе противоречить. В каждой моей коллекции есть 3-4 промышленных модели, на основе которых можно строить коммерчески успешную линию. Очень рада была встретить на стенде СРМ своих учеников, которых разбросало по всей стране, Многие подходили выразить свою благодарность, пообщаться. Это было так приятно!»
Е.Л.: «Людмила, приоткройте завесу тайны, расскажите, что нового мы увидим в Вашей коллекции весна-лето 2012 года «Незнакомцы»