Фонд «Сколково» провёл пресс-завтрак Кластера энергоэффективных технологий Фонда.
Основной темой для обсуждения были инструменты поддержки Фонда «Сколково» для вывода российских производителей на международные рынки и опыт уже действующих компаний-резидентов энергокластера «Сколково».
Национальная технологическая инициатива – это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Фонд «Сколково» работает в рамках этой программы и особо интересуется инновационными проектами с перспективой экспорта технологических решений. Сейчас в Кластере энергоэффективных технологий 339 компаний, из них 100-110 работают в нефтегазовой сфере, порядка ста в электроэнергетике, и около ста по тематике энергоэффективности и ЖКХ. «Успешный стартап должен выходить на международный рынок», – так охарактеризовал положение в отрасли Николай Грачёв, вице-президент, исполнительный директор «Сколково». И уже на сегодня в Кластере более ста компаний вышли на международный рынок. Это не только software-стартапы, но и компании, занимающиеся производством оборудования, разработка которых требует серьёзных инвестиций.
Как сказал Грачёв, в «Сколково» есть несколько механизмов поддержки инновационных компаний:
Грантовая система, причем часть гранта можно будет потратить на маркетинговое исследование зарубежных рынков.
Налоговые льготы резидентам.
Выставочная деятельность, где компании могут представить свою продукцию в рамках стенда «Сколково»
Центр интеллектуальной собственности «Сколково», оказывающий юридические услуги, в том числе и патентование.
Представление большим компаниям-партнёрам, для возможных испытаний, сертификации или производства.
Площадка для обмена опытом между стартапами.
Использование существующих механизмов господдержки для инновационных компаний.
Программа акселерации с международными партнёрами, например Хьюстонским технологическим центром.
Олег Перцовский, директор по операционной работе, рассказал об осуществлённых проектах компаний-резидентов «Сколково», вышедших на международный рынок, и различных стратегиях компаний: «Есть те, кто сразу ориентируется на международный рынок, есть компании, что рассматривают поначалу только Россию». Он подчеркнул, что «Сколково» стремится сломать стереотип, что с государством лучше не связываться. С ним согласился и Грачёв, сказавший, что «сломать барьеры» - это одна из задач, стоящих перед Фондом, .
Генеральный директор ООО «Новас» Никита Агеев рассказал об уже производимой разработке компании и новой, которой сейчас и заняты инженеры. ООО «НОВАС Ск» разрабатывает установки и предоставляет услуги для увеличения нефте- и газоотдачи скважин методом плазменно-импульсного воздействия на призабойную зону, а также деметанизации угольных пластов. Технология представлена на рынках России, США, Канады, Китая, Индии, Кувейта, Омана, Малайзии и др. Оборот группы компаний за 2015 год составил почти миллиард рублей. К Фонду «Сколково» компания присоединилась в конце 2011 года и Фонд помог не только грантом для первоначального НИОКР, но и помощью в поиске партнеров. Второй грант компания уже получила от канадской фирмы.
Компанией «Тион Умный микроклимат» была создана инновационная система вентиляции компании «Тион», которая позволяет не просто очистить, но и запустить рециркуляцию воздуха в помещении, по аналогии с работой кондиционера в автомобиле. Таким образом снижаются затраты систем вентиляции на обогрев воздуха зимой и его охлаждение летом. Оборудование эксплуатируется более чем в 700 медицинских учреждениях России и стран СНГ, поставляется в Евросоюз и Китай. Генеральный директор ООО «Тион умный микроклимат» Владислав Салимгареев отметил, что «Сколково», помимо предоставления налоговых льгот и помощи с выставочной деятельностью, предоставила компании научную среду стартапов, где можно обмениваться идеями и опытом.
«Сколково» предоставляет площадку для совместных встреч инновационных стартапов и больших компаний с запросами на новую продукцию. Однако сам отбор компаний, претендующих на поддержку «Сколково», совершенно не зависит от нужд компаний-партнёров, он осуществляется командой российских и зарубежных экспертов и проводится анонимно. А формат поисков может быть совершенно различным – от общих конкурсов до совершенно подробных технических заданий.
Михаил ГУРЕВИЧ
Фото Николая КУШНИРЕНКО