26 января в Москве состоялось торжественное открытие Электротеатра Станиславский после реконструкции.
Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ открылся премьерой спектакля греческого режиссера Теодороса Терзопулоса «Вакханки». Выбирая спектакль для открытия, театр обратился к истокам сценического искусства, к античной трагедии. «Вакханки» — первое театральное воплощение мифа, основой которого стал конфликт инстинкта и разума. Пенфей, правитель города Фивы, отказывается признать Диониса богом и воздать ему почести. В отместку Дионис, бог природы, вина и вдохновения, лишает рассудка женщин города и уводит их на гору Киферон. Обезумевшие вакханки, среди которых и мать Пенфея Агава, целыми днями пляшут, поют гимны в честь Диониса и пьют вино. Бог Дионис хитростью заманивает правителя на гору, где ослепленная вакхическим экстазом мать убивает сына, приняв его за льва и разорвав на части.
Художественный руководитель театра Борис Юхананов рассказал о творческом процессе и возможностях нового театра: ""Общая ситуация сложная, страна не знает саму себя, так что любой прогноз бессмыслен. У искусства сегодня появляется новая миссия: от поверхностных переживаний (в какие бы тона они ни были окрашены — в либеральные или ортодоксальные) дойти до сути вещей. Это очень сложно, но возможно. Только нужно выйти из-под власти реактивной социальности. И если сделать такое погружение и запастись новой энергией, то можно еще посопротивляться. Поверьте мне, сейчас многие художники вдохнут и уйдут на дно". Народившееся на путях развития московской истории поколение, конечно, не такое, как мы, это новые разночинцы. Люди, не обязательно имеющие культурный бэкграунд, подразумевающий серьезное знание, душевную мускулатуру. Но как говорил Гете: «Кому еще расти, тот все поймет». На эту открытость сознания я и рассчитываю".
Приветственное слово на пресс-конференции сказал Сергей Александрович Капков — Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы.
Теодорос Терзопулос (Греция) — режиссер спектакля-открытия «Вакханки», председатель Международного Комитета театральной Олимпиады, основатель Международного собрания античной драмы в Коринфе, основатель театральной группы «Аттис» в Афинах, рассказал о творческом сотрудничестве с театром.
«Идея у трагедии большая, и энергия на сцене должна быть большая. Ты видишь бога в образе человека, ты видишь богов на сцене, слушаешь диалоги людей и богов — это не семейная история. Это религиозный, сакральный театр, отличающийся от психологической драмы.
Потому что психологическая драма — она вся наверху: в голове, в сердце. Но если ты хочешь играть трагедию, большой текст на большую публику, для тысячи, а иногда для пятнадцати тысяч зрителей, нужна другая техника. Нужно задействовать низ тела — диафрагму, гениталии, вот эти части тела.
Здесь, в Электротеатре, мы нашли хороший способ работать с актерами. Они открыты, у них много энергии, но мы вынуждены были и контролировать энергию тоже. Нам надо было найти баланс, потому что мы не можем гиперболизировать: это не очень большой театр, меньше, чем для двух сотен зрителей.
Теперь у актеров есть большая энергия, сильный голос, они знают строение тела, знают, как раскрыть тело, как его кодифицировать. Все это под контролем. Думаю, это удачная коллаборация».