Вчерашний семинар Татьяны Кулахметовой мне запомнится надолго. Тема звучала так: Мода сегодня: структура, проблемы, перспективы.“Интересно”, подумала я, но в ту секунду даже не подозревала насколько.
Хочу поделиться мыслями насчет озвученного прогноза на будущее - он невероятно меня впечатлил. Автор сформировала ряд тенденций, под влиянием которых будет меняться мода - меня заставило задуматься то, насколько все они связаны между собой, с настоящим и с прошлым. Перечислю некоторые из них. Надеюсь, и вы найдете в списке что-то удивительное.
Итак, я начну с наиболее очевидного - с демографических проблем. В Европе уменьшается плотность населения , Россия тоже одной ногой там: уровень рождаемости все ниже, а смертности-все выше. Не за горами тот час, когда на одного пенсионера будет приходиться один ребенок. Увы. Зато в Китае все хорошо. Популяция растет, и экономика вместе с ней.
Далее. Обилие негатива, которым мы питаемся стараниями СМИ тоже влияет на моду. Каждый день мы узнаем, как где-то произошел теракт или природный катаклизм, упал самолет, сгорел дом и прочее прочее. От этого у человека подсознательно появляется желание спрятаться, найти защиту. Индустрия оперативно реагирует на любые запросы потребителя - еще прошлым летом марка Stone Island выпустила куртку (на фото ниже), изготовленную из кевларового волокна, того самого, из которого производят бронежилеты. В ней не страшны любые бедствия! На самом деле, первая бронекуртка появилась на свет еще в 2001 году. Тенденция ясна.
Но это вас абсолютно не касается, если вы успели подцепить заразу родом из Японии. Там 10% (вдумайтесь в цифры) трудоспособного населения по собственному желанию перестает выходить на улицу. Вообще. То есть абсолютно. Таких людей называют "хикикомори", по статистике, их возраст колеблется в пределах 18-54 лет, и, кстати, 9% из числа таких домоседов ведут затворнический образ жизни более 2х лет. Но и тут решение нашлось! Чтобы и в своих четырех стенах ты себя чувствовал в тренде, мы будем продавать удобную “кавайную” одежду по интернету. Ничего не напоминает?)
Хотя растянутые и бесформенные шмотки для нас не открытие. Становится все сложнее определить по силуэту кто перед тобой: мальчик или девочка? Но это в большей степени европейская беда, конечно (отсюда и проблемы с рождаемостью). В Финляндии, например, девочкам в средних классах официально преподают, как ходить на каблуках, носить юбки и краситься. Хорошо, что у нас еще есть время сопротивляться, все-таки менталитет русской красавицы дает о себе знать.
Обороты набирает slow-fashion: растет число тех, кого утомила частая смена трендов, больше напоминающая броуновское движение частиц. Фактически, любая вещь с лотков масс-маркета прослужит вам, в лучшем случае, столько, сколько ей отвели законодатели мод - сезон. Апологеты эко - движения исправляют положение, создавая вещи на века, кропотливо изготовленные из натуральных тканей. Например,Alabama Chanin. Создатели марки пошли дальше и объединили 2 ключевые тенденции: эко и DIY (do it yourself). Если уж вам так хочется самодеятельности, закажите у них DIY kit - набор кусочков ткани, из которых по инструкции (как в IKEA) сможете сшить себе определенный предмет гардероба.
Продолжая тему эко-все мы прекрасно знаем, что значит recycling. Но, лично я до вчерашнего вечера ни разу не слышала про upcycling. Это процесс, благодаря которому мы даем мусору вторую жизнь, реинкарнируя его в нечто новое. Существуют невменяемые образцы такого безотходного производства: скрепленная из жестяных баночных колец сумочка, как вариант.
Но есть и очень удачные примеры - Lilly Ashwell собирает обрезки фабричных и винтажных тканей и шьет из них вполне современную, очень приятную одежду.
Erica Weiner перерабатывает старинные ювелирные изделия и бижутерию, в результате чего получает замечательные украшения.
Видимо, человечество накопило слишком много мусора, а светлейшие умы придумали, куда его деть и как на этом заработать)
Теперь мой любимый тренд! Помните чайный гриб? Напиток такой. У бабушки стоял на подоконнике в трехлитровой банке! Так вот: выпускница Сент-Мартинса Сюзанна Ли нашла способ, как с помощью бактерий, которые гриб синтезирует, получить материал, похожий на папирус (его называют микробная целлюлоза). А из него, соответственно, производить одежду. Фу, скажете вы! Может и фу, зато сколько пользы! Бактерии молниеносно размножаются, поэтому дефицита “ткани” никогда не будет, а если эко-вещь надоест, ее можно закопать во дворе, она там разложится естественным путем и вновь сольется с органикой.
Стоило ли досаждать матушке-природе до той степени, чтобы в 21 веке пришлось щеголять в микробной одежде?! Вопрос на засыпку.
3D-принтер тоже якобы призван помогать экологии, но в это, как говорится, верится с трудом. У меня не укладывается в голове, как можно скушать свежераспечатанную, еще горячую булочку. Ну да ладно. Одеть что бы то ни было, произведенное принтером, мне представляется вполне возможным. Особенно, если убедить себя, что так я способствую поддержанию чистоты на планете. Получается, твой образ будет зависеть исключительно от твоей фантазии-что нарисовал, в том и пошел. Такими темпами совсем скоро народ перестанет нуждаться в дизайнерах.
Лет через 15 уже позабытые Раф Симонс, Эди Слиман, Александр Вэнг и другие будут мирно сидеть (второй год подряд) в своих уютных домах где-то в Китае (к тому моменту разве что Новая Зеландия останется незахваченной, так что все вокруг будет Китаем. Впрочем, Венг, может, и не особо огорчится), замотанные в напечатанный кокон из микробной целлюлозы.
Не хотелось бы мне такого будущего…. А что думаете вы?