Цирк вдохновляется модой, мода вдохновляется цирком. Так может показаться на первый взгляд, рассматривая коллекции некоторых дизайнеров. Пышные и сложные образы Егора Зайцева навивают ассоциации с лучшими цирковыми представлениями мира. Однако это лишь способ самовыражения, и, ни в коем случае, не показ костюмов для нового спектакля. Как раз подиум – место для выплеска нестандартного мышления, как говорят сами дизайнеры, а в цирковом ремесле приходится ограничивать себя, выбирая между универсальностью и уникальностью. Точнее будет сказать, здесь-то и приходится варьировать на грани идеи и удобства.

Сейчас некоторые модельеры, сойдя с подиума и закрыв дверь мастерской, садятся за отрисовку новой сотни образов для гимнастов, акробатов и дрессировщиков. Утверждены будут около 50.

«Наверное, непосвященным людям кажется, что в цирке можно делать что угодно, это ведь цирк. Перья на голову, безумные кринолины, камней побольше, невероятные объемы. Это иллюзия – говорит, дизайнер, Сабина Горелик. Как раз на подиуме можно делать "все", а в цирке столько ограничений, что вообще очень сложно придумать что-то эдакое. Ведь артисты в этих костюмах не просто ходят, а выполняют сложные трюки, и поэтому каждая мелочь должна быть продумана. Помимо того, что артисту должно быть удобно, нужно также учитывать то, что костюм не один раз выходит на подиум, а многократно используется, подвергается нагрузкам, сильно изнашивается и пр. Нельзя сделать офигенный костюм, пусть даже удобный, который рассыплется после двух выступлений. Так что, если хочется оторваться, то это как раз на подиуме, а не в цирке».

Сабина знает, о чем говорит не понаслышке. На ее счету работы с Цирком Никулина на Цветном бульваре, балетом Тодес, Бриллиантовым цирком Якутии, цирком и театром Аквамарин, цирковым шоу "Рыжий Ник и мастерская чудес" и др. Работа над каждым проектом уникальна, каждый костюм неповторим.

К примеру, работая над Бриллиантовым цирком, в основу образов были положены национальные традиции и колорит Якутии, а также сценарий, написанный режиссером Таисией Корниловой. «Каждый костюм обсуждался и утверждался сначала с режиссером, с Таисией Анатольевной, а потом с директором якутского цирка Сергеем Расторгуевым. И только после этого приступали к работе», - поясняет Сабина Горелик.

Как результат трудов - отдача в виде колоритных воспоминаний:

- Холод, какого я раньше не испытывала - минус 43. Бесподобная Марфа, жена Сергея Расторгуева, и ее волшебное гортанное пение. Индигирка, в которую я влюбилась и до сих пор по ней сохну. Чудесная гостиница Тыгын Дархан и местный житель, который в футболке выбегал в минус 43 из гостиницы до магазина. Таисия Анатольевна, ругающая нас за то, что мы проспали все экскурсии. Неподъемный рулон ткани, который мы грузили с Сарданой в аэропорту на тележку и огромный перевес на нереальную сумму. Слова Сарданы о том, что у якутского народа не принято открыто выражать эмоции и что даже мама своего ребенка не целует, а только нюхает в затылок, чтобы не навредить. Поэтому якутским артистам сложнее выражать эмоции на сцене, чем европейским.

Разные культуры – разные программы. Если присмотреться к костюмам Cirque Du Soleil, то вообще можно найти множество провокационных и незабываемых образов. Цирк Дю Солей создал самую большую в мире фабрику образов. Масштабы конвейера впечатляют: в год их изготавливается до 20 000, до 5 000 пар обуви, и расходуется 150 км ткани. Ткань закупается только белого цвета, и затем обрабатывается и окрашивается специалистами в соответствии с эскизами дизайнеров. Все костюмы создаются обязательно в двух экземплярах. Над их созданием работают дизайнеры, известные во всем мире. Авторами костюмов для различных шоу Cirque du Soleil в разные годы становились: Рене Априль (ZED), Ким Баррет (Totem), Доминик Лемьё (Saltimbanco, Mystere, Alegria, Quidam, “O”, La Nouba, Corteo, ZAIA), Мари-Шанталь Вэлланкур (KA и KOOZA), Лиз Вандаль (OVO) и пр.

Зарубежные дизайнеры плотно сотрудничают и с киноиндустрией, да и не просто дизайнеры, а целые Дома мод. Самый яркий тому пример – PRADA, работавший над стилем «Дьявол носит PRADA» и «Великий Гэтсби». В 2013 году модный дом выпустил и вовсе собственную короткометражку «PRADA: Candy».

Российские дизайнеры мелкими шажками тоже стали подбираться к кино и театральной деятельности. На экранах мелькают то модные топы, то сдержанные фраки, то яркие аксессуары от таких дизайнеров, как Логинов, Газинская, Ахмадулина, уже завоевавших признание в модной индустрии. Но пока не захвативших в полной мере костюмную основу фильмов.

Как оказалось, модная индустрия и костюмерное искусство взаимодополняемы и замечательно существуют вместе. Объединяют их дизайнеры. А, как известно, талантливые люди талантливы во всем. И совсем не важно, что именно будет приносить больше удовольствия модельеру: арена, сцена или подиум.